Навигация

Индия – вторая по населению страна мира, количество граждан больше миллиарда. Территория страны заселена очень плотно, за исключением высокогорных районов. Мы движемся через штаты Наголенд, Манипур, Ассам в Западную Бенгалию. Нам нужно не заплутать в этом лабиринте. Любая остановка и сразу толпы. В этот раз детей


Наши машины всегда окружены детьми

Для ориентации мы использовали: бумажные карты, Open Street Maps на платформе Андроид с загруженными картами каждого штата, Google maps. Все это координировалось с нашим индийским знакомым путешественником, Раджем, живущим в Дели. Как правило проехать можно по любому из маршрутов проложенному либо по карте, либо по навигационной программе. Вопрос в том, как долго это будет.


Навигация

Здесь человеческий фактор был очень важен. С утра я согласовывал с Раджем планируемый маршрут, он предлагал свои варианты. Однажды нам не захотелось ехать лишние 100 км на предложенном Раджем маршруте. И очень скоро мы об этом пожалели.

 


Мешать гудрон можно и просто ногами)


Грязное дело эта работа


Без фото на память — никуда

Было решено положиться на навигацию от google, тем более, что она вполне реалистично предсказывала пробки и рассчитывала время маршрута. До определенного момента все было хорошо, навигация нас бодро вела по большим и средним дорогам. Как вдруг на очередном предлагаемом повороте мы остановились. Узенькая дорожка уходила в густонаселенный квартал, где проезд был делом маловероятным. За окном на распев звучал призыв муэдзина к молитве – мы в мусульманской части штата Ассам, рядом с Бангладеш. Решаем не ехать в узкий квартал, а проехать по широкой главной улице. С каждой сотней метров количество пешеходов растет в геометрической прогрессии. Через несколько минут мы движемся в плотнейшем потоке пешеходов, моторикш, повозок, мотоциклов, велосипедов, животных. Глядя через лобовое стекло я не верю своим глазам. Как мы едем? Этого просто не может быть, мы сейчас просто встанем! Внедорожники буквально протискиваются через эту хаотичную массу.

 


Хьюстон, у нас проблема… Нужно ехать не понятно как и где

Окна открывать страшновато, на нас смотрят суровые мужские лица, строгие женщины в хиджбах, вплотную проезжает мотоцикл на котором сидит гражданский с «Калашниковым» в руках. Страх перед неконтролируемой толпой где-то совсем рядом.

Несколько километров мы с большим трудом пробираемся в течении часа. Тихонько радуемся силовым бамперам, ибо со всех сторон периодически кто-то стукается о наши авто.

Lida-332

Небольшое видео на Instagram, это мы уже выезжаем из города.

https://www.instagram.com/p/80EqIeHZqM/

 

Уже затемно выбираемся из городка. Куда же теперь нас поведет навигация? Срочно прошу помощи у Раджа, благо мы теперь постоянно онлайн. Оказывается сегодня большой праздник, поэтому все выходят на улицы. Радж говорит, что уже поздно и лучше нам «укрыться и переночевать в какой-нибудь школе или гостинице». Но мы уже осмелели, и едем без остановки. Вскоре мы в другом небольшом городке.

Уже поздно и огромной толпы не видно. Зато теперь мы начинаем блуждать по совершенно непонятным местам. Движемся по узким улочками, протискиваемся через стройку, на каждом повороте навигация бодро рапортует «сейчас поверните направо на национальную дорогу Н71». Дорогу? Да это же подворотня! Задевая антенной низкий проезд, двигая какие-то телеги, через горы мусора, через железнодорожные рельсы мы выезжаем на местный рынок и далее за город. Немногочисленные жители провожают нас молчаливыми взглядами, от которых становится не по себе. Не стоит больше так экспериментировать с навигацией, по крайне мере в Индии.

 

Про чай


Ближе к вечеру в Ассаме начались чайные плантации


Впервые в жизни вижу как растет чай

На третий день нашего пути, в штате Ассам, вдоль дороги появляются огромные плантации какого-то кустарника. Мы слишком заняты, чтобы обращать внимание на такие мелочи, пока не встречаем сборщиц чая. Дикий восторг, мы все высыпаем из машин, пугая нескольких совсем юных сборщиц прекрасного продукта. Все мы в теории знаем, как и где растет чай. Но это тот самый момент, когда можно воочию увидеть и само растение и то, как его собирают. Женщины с огромными мешками за спиной методично обрывают верхние листочки кустов заливисто смеясь, когда мы фотографируем их вблизи.

 


Мы очень сильно отвлекали сборщицу, то фото, то видеокамерами. В итоге она решила делать работу с серьзным лицом

1D-122 IMG_1671

После того, как мешки наполняются, сборщицы идут на пункт сдачи. На весах приемщик взвешивает сбор и отправляет его на переборку. Здесь, на широком столе сорванные лепестки проверяются мужчинами-сортировщиками и упаковываются в большие мешки, которые тут же складывают в грузовик.

 


Чай собран. Теперь нужно его взвесить


Сбор чая, одна из самых низкооплачиваемых работ

Сложно удержаться и не сорвать таких же зеленых лепестков, мы насобирали целую чашку. Через неделю они высохнут и получится настоящий черный крупнолистовой чай. Ассам — это чай среднего уровня, самый дорогой и изысканый растет в Дарджилинге, туда у нас и лежит дорога.

 

Поезд на Дарджилинг

Первые три дня наша мобильная связь не работает. Телефоны видят несколько сетей, но не могут подключится ни к одной. Единственный канал связи это wi-fi в гостинице. Мы через друзей заваливаем запросами МТС, почему же так? 6 номеров разных владельцев одновременно не могут просто так не работать. Служба поддержки отвечает, что со стороны российского провайдера все хорошо, проблема на индийской стороне. Действительно, номера других российских операторов тоже отказываются работать. Чуть позже мы узнаем, что в штатах Манипур, Наголенд, Ассам, Джамму и Кашмир роуминг технически заблокирован индийскими властями, по соображениям безопасности. Не все индийские провайдеры работают в этих штатах. Первая ласточка связи случилась как раз по дороге на Дарджилинг. Один из телефонов ожил! «Добро пожаловать в Бутан» гласила смс…


Дарджилинг, известный индийский городок, находится в одном из самых узких мест Индии. Перешеек зажат между Бангладешем на юге, Непалом и Бутаном на севере.

Эти горы — уже Бутан. Самое узкое место на индийской карте

То, что мы приближаемся к самому узкому месту мы понимаем по внезапно пришедшему смс. Мы в считаных километрах от границы с этой страной. Горная гряда виднеющаяся в десятке километров – уже территория Бутана.

Нам нужно подняться на 2000 м., город находится в горах. Раньше здесь был далекий и уединенный одноименный монастырь . Англичане облюбовали это место и построили здесь небольшой город, как курорт для отдыха в прохладе гор от индийской жары. Первый суперинтендант, доктор Кэмпбэл, решил попробовать здесь высадить чайные кусты. Так были созданы чайные плантации, ставшие одними из самых известных в мире. Путь в Даржилинг нелегок, особенно последние 50 км.

 


50 км. такой дороги. Местами еще извилистей и сложнее

Пролетаем деревню, где жил известный философ Рабиндранат Тагор и медленно едем вверх.


«Здесь жил и работал сам Рабиндранат Тагор» )

Дорожка невероятно извилиста и узка, много поворотов на 180, 360 и даже 720 градусов. На большей части дороги разъехаться двум авто не представляется возможным. Вперед отправляется самый легкий, малозагруженный Hilux. Двигаясь в двухкилометровом авангарде, Эльшан предупреждает о сложностях маршрута и редких встречках. Это оказалось очень полезным, ибо у нашей 80ки угол разворота велик и трогаться в гору с таким уклоном ей очень непросто. Отрезок в несколько десятков км. мы преодолевали более 2.5 часов, и это того стоило. Из города открывается прекрасный вид на третью по величине вершину мира — красавицу Канченджангу, лежащую на границе Непала и Индии.

Третья по высоте гора мира. Канченджанга

Третья по высоте гора мира. Канченджанга

Дарджилинг ютится на горных склонах.

 

 

Городок ютится в горах


Все как обычно в Индии


Герб города

Обычный горный городок, с не совсем обычными традициями.

Здесь много чего осталось с колониальной эпохи. Нам же интереснее всего проехать на настоящем паровозе. Это раритет конца 19 века, работающий на угле, один из самых старых действующих паровозов в мире. Поскольку в горах свободного пространства немного, инженеры решили сделать минимально широкую колею, около 60 см, из-за этого сам паровоз выглядит немного игрушечным. Колея проходит через весь городок и спускается дальше по горам вниз. На станции нужно купить билеты и дождаться 15-00.

IMG_2091

 


Раритет на пару

Пока мы рассаживаемся по вагону, кочегар усиленно забрасывает топку паровоза каменным углем.

 


Все как 100 лет назад

 

Раздается оглушительный паровозный гудок и состав, подрагивая, начинает движение вперед. Не стоит высовываться в окно, ибо легко можно остаться без головы. Вагон проходит впритирку к зданиям, иногда до стены буквально 20 см.



Езда в опасной близи никого не удивляет

 

Часть маршрута лежит по главной и без того узкой улице города, временно парализуя движение. За многие десятилетия жители настолько привыкли к грохоту и оглушающему гудку, что мало кто кроме туристов обращает внимание на коптящую древность.

Через несколько минут после старта, мы вдруг все обращаем внимание, на что-то в наших волосах – это угольный шлак, который залетает через открытые окна. Все по-настоящему.


Банда!

Наша команда и угольный красавец.

 

Мы довольные и счастливые! Сам город с узенькими улочками и большим количеством тибетского населения.


Узенькие улочки

 


Юные школьницы

 

Жители в основном говорят уже на тибеских наречиях. Слава богу английский здесь в ходу )

Разумеется мы снимаем все по максимуму



Вот куда приходится лезть ради хорошего кадра

А в 5 утра встречаем вот такую процессию…

Lida-314

 

Мы спускаемся с гор, впереди нас ждет Бодгая (город, где Будда достиг просветления), жутковатый Варанаси (где уже 3500 лет жгут трупы), Тадж-Махал в Агре и сумашедший Дели.

Продолжение следует…