Индия. Часть 1. Первые впечатления

«За рулем? В Индию?»- удивлялись наши знакомые. Мы очень трепетно и долго готовились к Индии, стране необычной и ни на что не похожей. Не проехать по ней по было бы  просто кощунством, хотелось захватить все самое интересное. Маршрут был выбран с Востока на Запад с заездом в горный Дарджилинг, через ряд интересных мест до Агры, а потом до Дели. После столицы мы должны направиться на север, подняться высоко в Гималаи, в неспокойный штат Джамму и Кашмир и, выписывав дугу, опуститься на юг до города Амритсар. Здесь главный (а для иностранцев единственный) погранпереход из Индии в Пакистан. Все бывавшие в Индии друзья беспокоились прежде всего о дорожном движении. Мы же чувствовали себя спокойно, нам казалось, что после Китая и сумасшедшего муравейника во вьетнамском Хошимине нас вряд ли что-то сможет удивить, но мы сильно заблуждались. То, что мы увидели за рулем на дорогах в Индии было  совершенно невообразимым!

 


Генштаб за работой

Первые километры

Покинув Бирму мы попадаем на индийский пропускной пункт. Военные с автоматами поверхностно досматривают наши авто и переписывают данные паспортов в огромную старую тетрадь.

 


Проверка кунга

 

После – таможня. Мы немного волнуемся, ведь это наш первый опыт прохождения границы с сarnet de passage (CPD), специальным таможенным документом, гарантирующим, что мы не оставим наши авто в Индии. Для получения этих документов за каждый внедорожник внесен приличный денежный залог в Российской Автомобильной Федерации. Нужно оформить все правильно, иначе залог могут и не вернуть. В течении часа все документы сделаны, сотрудники даже не выходят из здания взглянуть на наши авто. Разумеется, внутрь машин вообще никто не заглядывает. Теперь можно двигаться вперед, мы в Индии!

Первое, что сразу бросается в глаза – разбитая дорога, рой желтых мотороллеров такси и грязь повсюду.


Нас втретила поразительная нищета

 

Буквально в километре отсюда Бирма, природа та же, погодные условия те же, но здесь все иначе. Следующий месяц мы будем двигаться только по левой стороне дороге, до самого Ирана. Через несколько километров нас встречает второй военный пост. Заглянув в машины военные охают: чтобы все разобрать и досмотреть потребуется с час. Для соблюдения формальностей ребята выкладывают некоторые сумки на ленту досмотра. В это время главный военный на посту дотошно выпытывает цель нашего визита. Вскоре он убеждается, что мы действительно те, за кого себя выдаем, дает несколько ценных советов. Один из них удивляет: «не берите минеральную воду в бутылках в гостиницах, покупайте только известные марки». Немного позже мы поймем, что совет был дан не зря.

До первого большого городка Импфал, столицы штата Манипур, около 150 км. Дорога горная, узкая, извилистая проложенная в смеси глины и горной породы. Продолжается дождь и дорога начинает «плыть».

 


Дорога дрянь

То здесь, то там перед нами скатываются камни, осыпается яркая глина.


Осыпи на дороге

В какой-то момент без того небыстрое движение останавливается… Впереди серьезный обвал, его расчищает дорожная техника. Вода на глазах подтачивает хлипкую дорогу. Темнеет быстро, после 5 вечера солнышко прячется за горами. Мы на высоте 1700 м., на улице резко холодает, медленно пробираемся по узкой дороге.


снимаем кино )


Пришлось прождать полтора часа


Уже темнело когда мы двинулись

 

Не хочется подъезжать близко к краю, местами вода промывает обочину, туда легко можно свалиться. Постоянно встречаются check points (блок посты). Чаще всего военные заслышав, что мы из России, расплываются в улыбке со словами «welcome to India” и мы беспрепятственно проезжаем.

Ближе к полуночи мы в Импфале, городе, наводнённом военными.

 


Импфал

Мы готовы увидеть военных в Джамму и Кашмире, здесь давняя история конфликта с Пакистаном. Но почему так много вооруженных людей в этом штате, нам непонятно. Есть только одна догадка, связанная с тем, что на севере Мьянмы много неподконтрольных областей «золотого треугольника», связанного с торговлей опиумом. О том, что в Импфале не очень спокойно, мы понимаем по той заботе, которую нам оказывают в отеле. До парковки идти пять минут, но нам, несмотря на наши возражения, дают охранника, который проводит команду по ночным улицам.

Уроки вождения по-индийски

Попав за руль в Индии нужно забыть все, что ты знал до этого. Учись водить на индийский манер, иначе тебе не выжить. То, что творится на улицах городов и деревень иначе чем «адский хаос» не назовешь. Все едут по разным полосам, невзирая на встречное движение, поворачивают из любого ряда куда захотят, на дороге лежат животные, мечутся люди, едут рикши, протискиваются авто.

 


Улицы Индии это, конечно, хаос…

 


Скоро это станет обыденностью

Пассажиры едут внутри авто, на подножках, на крыше. Все беспрестанно сигналят. Содом и Гоморра на современный лад. Сначала мы сильно нервничали, временами громко ругались, временами грозили в окно. Пока не осознали одну простую истину: не нужно плыть против течения, нужно плыть по нему. Желательно умеючи. Если приглядеться к этому хаосу, то можно понять, как всё работает.

Прежде всего нужно забыть про рядность движения, совсем. Двигаться можно в любом ряду, в котором тебе удобно. Представьте себе четырехполосное шоссе. Две полосы в одну сторону, две в другую, разделены бетонными блоками. Мы уверенно движемся с приличной скоростью по нашей стороне. В какой-то момент я отвожу глаза от дороги на несколько секунд, поменять музыку. Когда я поднимаю глаза обратно, я вижу перед собой грузовик, летящий прямо в лоб. Как он здесь оказался? Это же наша полоса! Едва успеваю перестроится в соседний ряд и предупредить остальных по рации. С этого момента мы понимаем, что нет ничего запретного на дорогах Индии.

 


На этом шоссе машин почти не оказалось

На автострадах мы будем ежедневно встречать машины, движущиеся так, как им захочется. Через неделю мы вообще не будем находить в этом чего-то предосудительного. Если человеку так удобно, то почему мы должны ему мешать? В этом есть какая-то своя философия, периодчески и мы сами проезжаем во встречке на разделенном шоссе. Никаких проблем – мы уже свои. Не нужно ехать в левой полосе, это самый опасный и непредсказуемый ряд. Она постоянно занята транспортом, скотом, играющими детьми, и теми, кто внезапно решил припарковаться.

 

 


Школьный автобус


В детском автобусе можно ехать на крыше!

Нужно остерегаться всего живого на дороге, оно непредсказуемо. Люди, коровы, овцы, собаки, дети просто живут на дорогах Индии. Они абсолютно не чувствительны к сигналам гудка. Даже если мимо них в 10 см. пролетает авто на огромной скорости, никто не дрогнет. Поворотниками здесь не пользуются по их прямому назначению. При приближении к авто сзади, нужно посигналить, дабы предупредить о маневре, иначе впереди идущий транспорт легко и непринужденно может перестроится, зеркала здесь не используются вообще.

 


Сложно остановиться незамеченным

Из-за постоянных сигналов, криков и разнообразного гама на дорогах стоит невыносимый ор, к концу дня от шумового загрязнения у всех начинает болеть голова. Именно поэтому все живое на дорогах привыкает к этим звукам и почти никак не реагирует. Мы ежедневно радовались установленным пневматическим гудкам, они работали существенно лучше и частенько нас выручали.

 

 


Нас очень горячо приветствуют повсюду

Езда ночью по Индии – плохая идея. Темнота делает движение куда опаснее. Все то, что ползает по дороге, шевелится и лежит на проезжей части, становится невидимым. Шансы поймать темную коровку или хорошо загорелого человека сильно повышаются. Мы как могли старались этого избегать, но далеко не всегда это получалось. Именно ночная езда выматывала больше всего.

Намек на порядок появился только ближе к столице и только на больших трассах. Радовало, что были хотя бы информационные указатели, без них было бы совсем тяжело. Как таковой дорожной полиции на дороге нет, я даже не представляю, сколько бы понадобилось полицейских для наведения порядка. Как правило встречаются блокпосты, где могут посмотреть твой паспорт, а в населенных пунктах порядок олицетворяет человек в повидавшей многое форме с… деревянной палкой в руках.

 


Полиция

За три недели езды, мы увидели единственную полицейскую машину с радаром. Это было на подъезде к Дели.


Вид одного из горных городков

 

Один из городков в Штате Наголенд

В Гувахати, столице штата Ассам, ранним утром мы двинулись из центра к выезду из города. Вдруг на одной из оживленных улиц, нам стали все энергично махать руками. «Sir, this is one way street” (сэр, это односторонняя улица) изрек один из более-менее англоговорящих жителей. В ответ мы только залились хохотом. Односторонняя, и что? Кого это в Индии может остановить? Разумеется, никаких знаков нет, здесь просто все знают, что это односторонняя улица. Беспрепятственно проезжаем дальше.

Разнообразие автомобильных брендом на дорогах Индии невелико. Как правило это местные марки: Tata, Maruti, Mahindra, Hindustan. Грузовики как правило ярко разукрашены, на каждом неизменная надпись «All India permit”.

 


Грузовички. Первый циганский шик

Над кабиной обязательно самодельная надстройка. Нам кажется, что это попахивает «цыганщиной», но это только кажется, в Пакистане мы увидим настоящие произведения искусства, там раскрашивание авто просто культ. Крайне редко встречаются иностранные марки, но это как правило ближе к столице.

Слова «безопасность» и «Индия» вообще плохо совместимы. Пассажиры ездят везде: на крыше авто, цепляются сбоку, сзади, висят гроздьями со всех сторон.

 


Сколько там человек, сосчитать сложно

В салон обычного внедорожника легко входит 10-12 человек. Многие передние сидения внедорожников сделаны в виде единого «дивана», что позволяет спокойно ехать вчетвером на одном ряду с водителем. Сначала мы думали, что на крыше сидят «зайцы», но позже узнали, что места наверху вдвое дешевле. Апогеем был детский школьный автобус, который вез школьников прямо на гладкой крыше, без поручней или каких-либо ремней. Шлемы разумеется не использует никто. Индия уверенно лидирует в мировом рейтинге по количеству погибших и раненых в ДТП.

Габариты наших внедорожников были проблемой. Несколько раз мы заезжали в настолько узкие улочки, что казалось — это тупик. Выбираться было мучитально трудно, приходилось вплотную расходиться со встречными.

 

Гугл опять завел нас…

556a0bas-960

Еле разошлись

Езда по Индии – замечательный материал для ТВ репортажа:

 

Впереди нас ждет Ассам, высокогорный Дарджилинг, и смертельный Варанаси.

Продолжение следует…