
По нашему плану, пробег по Киргизии должен был быть минимальным. Попав из Таджикистана в Киргизию, нужно было проехав порядка 150 км попасть в Китай. Но тут вкралась небольшая ошибка. На киргизском КПП оформив все документы, пограничники интересуются, куда мы направимся дальше. Я поясняю, что мы сейчас быстренько проедем кусочек Киргизии и попадем через КПП Торугарт в Китай. «Ооо! Да вам теперь до Бишкека ехать придется, Торугарт очень далеко отсюда» пытаясь приладить оторванный погон, изрекает начальник погранзаставы. «Вот ведь странные люди, даже в своей собственной стране не могут сориентироваться» философски про себя отмечаю я. Начинаю прокладывать дорогу на навигаторе и так и застываю с округленными глазами: расстояние до Торугарта более 700 км!

Да и не просто 700 км, а по маленьким горным петляющим дорогам, уже знакомым нам с прошлогодней поездки. Сверяюсь с картой. И ведь правда: для того, чтобы попасть в Торугарт нужно проехать добрую половину Киргизии, правда в Бишкек не заезжая. Уж не знаю как, но за КПП Торугарт я принял близлежащий КПП Иркештам, до которого действительно порядка 150 км. Перебрав в памяти все подробности планирования, я вспомнил слова турагента, оформляющего документы по Китаю: «как только выедете из Таджикистана, через 150 км. попадете на Торугарт». Как уж я это не проверил в деталях до сих пор загадка. Вспоминаю, что проверял, но похоже второпях не взглянув на масштаб карты и сетку дорог. . Проблема есть, ее нужно решать.
Принимаем решение ехать в Ош. Нужно забрать еще пару наших путешественников прибывших рейсом Новосибирск-Ош, привести в порядок авто. В любом случае дорога лежит через этот город. В прошлом году Ош произвел на нас не очень благоприятное впечатление: шумный, беспорядочный, неуютный. В этот раз все по-другому. Гостиница оказалась значительно лучше (даже с бассейном).


Местные мастера тут же принялись за ремонт внедорожников, прилетевшие ребята благополучно присоединяются к нашей группе. Поздний приезд потом сыграет с ними злую шутку на большой высоте. А пока все счастливы и веселятся. Таксист, привёзший нас на СТО долго смотрит на Навару, и так робко говорит: «я тут недавно русский каналь смотрель, а там три машины, прямо как ваши, объезжают Байкаль, реки переплывают. В общем красиво!». Радуем таксиста тем, что он похоже видел нас на канале «Драйв», где мы и объезжаем Байкал. Было приятно такую историю услышать за пределами РФ. Счастливый таксист дает нам интервью.
Решаем выезжать уже после обеда. Цейтнот, мы уже на один день точно опаздываем в Китай. После Оша, попетляв среди деревень, поднимаемся в горы: это Тянь-Шань. Солнце садится, перед нами открываются шикарные виды.

Через пару часов поднимаемся выше. Начинается лес.Все как на Алтае. Еду и сильно жалею, что не можем сейчас здесь встать лагерем. Места просто идеальные для ночевки: деревья, чистые речки, травка, вокруг горы просто заглядение.
Свежи еще воспоминания прошлогодней поездки: нас ждут крутые серпантины, но в этот раз в полной темноте. Часа в два ночи подъезжаем к перевалу Колдома. Это, наверное, самый захватывающий перевал для нас на Тянь-Шане: узенькая дорожка, на подъеме повороты на 180 градусов, и все это в полной темноте.

Наваре с ее радиусом поворота, не всегда получается сразу зайти в 180 градусный поворот, приходится это делать в два подхода. Ох и неприятное это ощущение сдавать задом туда, вниз, в темноту. Нужно очень сосредоточиться: чрезвычайно опасная часть дороги.
В свете дня Колдома выглядит вот так:

В 5 утра начинает светать. Тянь-Шань прекрасен! Так хочется остаться здесь

. Около заправки со смешным названием «Куртка» наш нынешний маршрут разделяется с прошлогодним.

Здесь я первый раз по телефону выхожу в прямой эфир новосибирского радио «Комсомольская правда» и рассказываю, как продвигается наша экспедиция. С этого момента, я буду стабильно, каждую неделю рассказывать о наших приключениях в прямых включениях на радио.
Тяжелая ночь компенсируется невероятными видами. Просто какие-то космические пейзажи!


Альпийские виды.


Машины уже по уши грязные.


Местами мечемся в поисках дороги. Ошибки в «Навителе» дело обычное.

Иногда дороги просто не видно, перед нами широченное поле без каких либо следов. Интуитивно выбираем маршрут, и как правило не ошибаемся. Вокруг редкие юрты с пастухами и больше никого.
Местами причудливые глиняные отложения.


К полудню выбираемся на асфальтную дорогу, похоже это она идет от Нарына к Торугарту.

Через час мы на границе Киргизии и Китая. Граница с киргизской стороны проста. Только особо «смышлёный» транспортный инспектор пытается взять с нас деньги. Поначалу мы спокойно поясняем, что ничего платить ему не будем. Но в итоге диалог заканчивается на весьма повышенных тонах с нашей стороны, вырыванием наших документов из рук малограмотного мздоимца, и пояснением на красивом, русском ненормативном языке кто он и куда ему сейчас нужно идти.
На самом пункте наблюдаем весьма необычную картину: киргизские пограничники депортируют десятка три китайцев. С учетом того, что эта часть Киргизии находится достаточно далеко от столицы и вообще от мест хоть как-то богатых деньгами, мы пытаемся понять: насколько же все плохо в Китае, что нелегальные мигранты проникают на работу в Киргизию? Шлагбаум открывается, впереди территория Китайской Народной Республики. Там нам предстоит провести почти месяц.