В Египет
За спиной остался Израиль.Проехать за рулем Египет — родину пирамид, Нила и всего такого древнего и интересного было просто мечтой. Все правда омрачалось нестабильной обстановкой, сложностями на Синае и грядущими президентскими выборами. Египет оказался третьем проблемным местом на нашем пути. Первой была Саудовская Аравия, которая после полутора лет попыток получить визу так и не дала нам возможности проехать по своей территории на авто. Израиль был вторым проблемным местом в нашем списке, но здесь все прошло как нельзя лучше. Оставалась третья преграда — Джумахурийя Миср аль-Арабийя (Арабская республика Египет).
Проблемой был не столько сам Египет, сколько полуостров Синай, через который лежал путь на Африканский континент. Полуостров давно облюбовали товарищи из сомнительных организаций типа ИГИЛ, и он превратился в эдакую серую зону республики, где происходят не самые хорошие вещи. С Синая идет поддержка палестинских боевиков, окопавшихся в секторе Газа. Благодаря такой поддержке палестинцы периодически атакуют Израиль, который за ответом в карман не лезет и обычно спустя считанные часы наносит ответные удары.
Все мы видели кадры, на которых ИГИЛовцы рассекают по пустыне на полноприводных внедорожниках от Toyota, на которых установлены пулеметы и прочее стрелковое оружие. Руководство Египта приняло (как им казалось) соломоново решение: движение всего полноприводного транспорта на полуострове запретить! Уже несколько лет ни одна машина с приводом 4х4 свободно не может без особого разрешения пересечь Синай.
Принимая во внимание все факты, за полгода до въезда мы начали напряженную предварительную работу. Первым делом посольство Египта дало контакт официального представителя, консула по туризму, который должен был нам помочь. В адрес консула по туризму, господина Ахмеда Хасана Эльгенди полетели письма с прошениями и информацией о нашей экспедиции. Раз в несколько недель я сверялся с рядовым сотрудником этого отдела по туризму, где каждый раз нам прибавляли работы. Теперь нужно было сделать брони всех отелей на маршруте, написать письмо о том, что мы будем снимать и показывать видео о Египте только в позитивном свете и все в таком роде. Мы же со своей стороны методично выполняли эти требования. Бронировали отели, писали обязательства, уточняли графики. К сожалению господин Эльгенди оказался обыкновенным бездельником-чиновником (простите мудаком зачетным), которому в общем-то дела никакого нет до его прямой работы. Сколько бы мы позже не обращались за помощью, никогда и ничего ни от посольства Египта, ни от туристической секции мы не получили. Ни даже маленького совета или рекомендации. Так устроена большая часть египетской бюрократической машины: медленно, с кучей ненужных вопросов и крайне неэффективно они решают поставленные задачи.
Запасным вариантом был знакомый «решальщик» Ясир, которого мы нашли благодаря нашему словацкому другу Владо, проживающему в Шарм Эль Шейхе. Он сразу сказал, что проехать можно, если сделать специальные разрешения. Стоить это будет минимум 500 долларов на авто, но это вполне реально. Далее он прислал подробный список, за что придется платить. Получалось недешево, но значительно дешевле и быстрее, чем транспортировать авто в контейнере.
Беспокойный Синай
Мы были еще в Израиле, как меня привлекла статья в новостях: «Египет ввел войска на северный Синай для борьбы с ИГИЛ». Эта новость мне совсем не понравилась, ибо это означало, что вялотекущий процесс борьбы с террористами на Синае переходит в горячую фазу и нам ничего хорошего это не предвещает. Я списался с Ясиром, он меня заверил, что юг Синая это не затронет.
Дорога в Египет выглядела следующим образом: мы возвращаемся из Израиля в Иорданию, садимся на паром в Акабе и вместе с машинами плывем в Египетскую Нувейбу (небольшой порт на Синае). Там мы оформляем все документы, берём военное сопровождение в авто и в течении 24 часов через Дахаб, Шарм и тоннель под Суэцом попадаем на континент. Таким был план, но в реальности все пошло самым нежелательным образом.
Уже утром следующего дня после возвращения в Акабу я покупаю билеты на паром. Для ускорения медлительного процесса пришлось в турконторе самом сесть за комп.
Правда тяжеловато было заполнять.
С пассажирами вопросов нет, а вот с машинами все непросто. Во-первых, Эльшан улетел, и теперь нет владельца машины, ей по доверенности управляет Дима Батуро. Это проблема, в Акабе не хотят продавать билет на авто, так как въезд в Египет возможен только владельцу авто лично. После уговоров и моей личной письменной гарантии, нам все же продают билеты. Тем временем я звоню Ясиру в Нувейбу, с просьбой уточнить как же быть с авто без владельца. Через полчаса Ясир меня очень сильно озадачивает: из-за военной операции на Синае движение любого транспорта 4х4 запрещено до особого распоряжения. Без вариантов. Никакие разрешения теперь не помогут, он ничего сейчас не может сделать. Сколько это продлится он не знает, может неделю, может месяц, может полгода. Нам остается один вариант решения проблемы, тот самый вариант которого мы так не хотели и боялись. Нам вновь придется грузить авто в контейнеры и отправлять их в Египет.
Снова контейнер
Как же нам не хотелось расставаться с нашими машинками и вновь загонять их в железную коробку, а потом долго и мучительно ждать… Но иного выхода нет, и мы принимаемся за дело. Я отлично помню тот день, когда я попросил встречи с Мохаммедом. Тем самым агентом из Акабы, который помогал решать проблемы с прибывшими из Дубая авто. Мохамед оказался просто хорошим и ответственным человеком, всю неделю переживавший не меньше нашего. Теперь же я прошу у него помощи — отправить внедорожники в Египет. Мы начали наш разговор в полдень, я закончили близко к полуночи. Будучи в постоянном напряжении я и не заметил, Сложностей оказалось несколько. Во-первых судов, идущих в Суэц или Порт Саид, в ближайшую неделю не предвиделось. Во-вторых разрешит ли вообще с учетом сложной ситуации Египет ввезти такие машины на свою территорию?
В этот раз мы стараемся учесть все предыдущие ошибки, чтобы вытащить машины с таможни как можно быстрее. Коносаменты (bill of lading) теперь делаются отдельно на каждую машину, а инфа о прибытии контейнера передается по телексу заранее (отдельная платная услуга). У нас есть надежда, что мы сделаем все быстро.
С тяжелым сердцем мы загоняем машины в два контейнера, это происходит в том же самом месте, где мы их получали. Теперь мы их увидим только в Египте.как мы с ним простояли три часа на улице просто обсуждая этот вопрос. Встретились мы в полдень, а разошлись ближе к полуночи.
Сложностей оказалось несколько. Во-первых судов, идущих в Суэц или Порт Саид, в ближайшую неделю не предвиделось. Во-вторых разрешит ли вообще с учетом сложной ситуации Египет ввезти такие машины на свою территорию?
Мохаммед вспоминает, что раньше он работал с одним египтянином. Уже через час они на связи. До самого позднего вечера Мохаммед звонит разным знакомым связанным с перевозкой. Мы уточняем, выясняем, смотрим расписание судов. И вот когда уже солнце скрывается за горизонтом, наконец появляется первый адекватный вариант решения проблемы. Через пару дней в порт Акабы заходит контейнеровоз, тут разгружается, загружается новыми контейнерами и идет дальше в Египет, а после через Суэцкий канал в Средиземное море. Правда выгрузка будет не в Суэце или Порт-Саиде, а в новом порту маленького городка Аин Сохна. Это всего 40 км. от Суэца. Это самый быстрый и удобный вариант. Сам фрахт стоит 200 долларов, но накладные расходы на авто при отправке приближаются к 1000.
В этот раз мы стараемся учесть все предыдущие ошибки, чтобы вытащить машины с таможни как можно быстрее. Коносаменты (bill of lading) теперь делаются отдельно на каждую машину, а инфа о прибытии контейнера передается по телексу заранее (отдельная платная услуга). У нас есть надежда, что мы сделаем все быстро.
С тяжелым сердцем мы загоняем машины в два контейнера, это происходит в том же самом месте, где мы их получали. Теперь мы их увидим только в Египте.
Машинки поплывут в Сохну, а мы поедем тем самым маршрутом, по которому хотели изначально проехать. Только не на своих машинах. Встреча в Сохне.
Поздно вечером мы уже в пассажирском терминале порта Акаба. Поесть в здании решительно негде, даже воды купить невозможно. Около дверей шмыгают крысы размером с хорошую кошку. Все пассажиры мужчины, за исключением одной женщины полностью закрытой черным хиджабом, лицо покрыто таким же черным никабом. В связи с этим внимание к Марине становится огромным. Мужчины не стесняясь рассматривают её с расстояния нескольких метров. Спустя час появляется группа египтян в наручниках по главе с полицейским. Это незаконные иммигранты, которых репатриируют на родину. Случается скандал, когда они видят, что Марина их незаметно снимает на телефон. Приходится все записи удалить.
Ранним утром, когда за окном еще темень, наш паром причаливает в порту Нувейбы. Тут начинается настоящая расовая сегрегация: нашу группу отделяют от остальных и проводят максимально быстро через контроль. Все происходит очень быстро (по египетским меркам), вопросов лишних не задают. Сейчас мы – обычные, немного заблудившиеся туристы, без авто, просто едем в Шарм Эль Шейх. Правда начальник смены недвусмысленно требует за это чаевые, но наш водитель микроавтобуса настолько ретив, что я даже не успеваю протянуть руку к деньгам, как мы уже дико мчимся по ночной дороге.
Следующие несколько дней мы проводим в Шарме, отслеживая передвижение нашего контейнера.
Не могу сказать, что там было тяжело).Самое смешное, что это день хода от Акабы. К Мише и Диме прилетают жены (прямо как к декабристам). Несколько дней мы можем ни о чем не думать, купаться и загорать.
Впереди будет чем заняться.
К назначенному времени мы отправляемся в Аин Сохна. Нужно проехать несколько сот километров по западному Синаю, а после нырнуть в тоннель под Суэцким каналом.
Мы просто летим по пустынному шоссе с египетским водителем. Быстрее ехать просто не получается.
Каждую сотню километров на дороге встречается блок пост. Там все серьезно: автоматчики, иногда БТР, пулеметы и бетонные блоки.
Как никак эта часть страны почти в состоянии войны. Понимаю обрывки фраз на арабском: «… да это русские туристы, 12 человек. Едем в Сохну. Паспорта? Сейчас».
Апогеем египетского менталитета служит механизм проверки авто на въезде в тоннель под Суэцом. Все машины выстраиваются в очередь, впереди пять (!) уровней безопасности. На каждом уровне к машине подходят военные с вопросами: «Чего как? Куда?», иногда дулом автомата отодвигают шторки, удовлетворенно кивают головой: «Проезжай». Но через двадцать метров повторяется все тоже самое и никто на самом-то деле не смотрит на то, что мы везем. Много шума, много вида, но толка с такой системы досмотра практически никакой.
Аин Сохна
По сути, как такового городка Аин Сохна не существует. Это пыльная промышленная зона на берегу моря. Местами на самом побережье стоят отели. В остальном это дорога, вдоль которой стоят заводы, производства и, собственно, сам морской порт управляемый дубайской компанией “DP World”. В воздухе висит пыль, смешанная с запахами химических производств. Здесь нам предстоит провести ближайшее время.
Отель стоит на самом берегу, но пробраться к нему можно только преодолев пару километров бесконечных строек, котлованов, складов материалов и так далее.
Похоже египтяне мечтают здесь возвести отельный рай. Определенно не самое лучше место для отдыха.
В сорока километрах от Сохны находится портовый Суэц. Городок заштатный, ничем не выделяющийся из десятков похожих городов Египта. Единственное отличие – в Суэце начинается одноименной стратегический важный канал, протяженностью более сотни километров. С утра до вечера можно наблюдать вереницу судов входящих и выходящих из канала. Правда Босфор мне показался более загруженным.
Сам порт в Сохне представляет из себя гигантское сооружение, растянутое километров на 10 в длину и несколько километров в ширину. Вход только по паспортам и пропускам. Съемки любые запрещены (разумеется нам это не помешало). Правда стоит только поднять телефон, тут же бежит секьюрити. Со второго дня мы станем гораздо аккуратнее. Начинается наше великое египетское сидение.
Через цепочку сложных договоренностей мы знакомимся с Алви, таможенным брокером, который займется вопросом растаможивания наших машин. Нам он уже не очень нравится, вид у него неважный, но выбирать не приходится. Начинается массовая утечка денег: нужно внести страховой депозит за контейнер, оплатить услуги порта по транспортировке контейнера, оплатить таможенный досмотр… Все это будет длиться до тех пор, пока мы не уедем с порта. Алви обещает, что сделает все процедуры за 3-4 дня, мы же сулим ему дополнительных денег, если он уложится за два. Он очень много говорит, но очень мало делает. Все мы пребываем в приятном неведении, сколько же это реально времени займет.
Начинается долгая, мучительная рутина. Рано утром мы приезжаем в порт Сохны, чего-то ждем часами, нам делают разрешения, а потом мы снова чего-то ждём.
К сожалению, Алви не может толком объяснить, что происходит, отделываясь только общими фразами. Каждый шаг сопровождается затыком: сегодня не было вот этого человека, контейнер не смогли подать, досмотр не успели сделать и так до бесконечности. Вся многовековая арабская мудрость живущая девизом «не торопись» сконцентрирована в одном месте.
На территории порта только одна кафешка, где подают чай и приторно сладкие вкусняшки. Больше ничего. Воздух прогревается до +35. Так проходит, первый, второй, третий день. На четвертый день видим, как наши машины уже выгнали из контейнера, после обеда наконец мы можем подойти к машинам. Египтяне решили вопрос просто: они досмотрели машины без нас, мы застаем их на финальной стадии, когда они уже застегивают наши сумки после досмотра. После этой процедуры мы уже не можем найти часть вещей: ножи, зарядники, кабели и прочие полезные мелочи. Можно было бы учинить жесткий разбор, но наша цель — это как можно быстрее выбраться отсюда. Любой скандал серьезно затянет наше пребывание в этой богом забытой точке мира.
Обстановка в коллективе начинается накаляться. Все и так устали от недельного акабского сидения, а тут вместо обещанных 3-4 дней мы сидим уже почти неделю в египетском порту.
Ежедневно составляю разговор с Алви, о том, как бы ускорить процесс. Договариваемся завтра начать работу пораньше: в 8 утра мы ждем его на машине в отеле. Проснувшись рано утром обнаруживаю два пропущенных звонка от Алви, в 2 и 3 часа ночи. Похоже что-то важное. Тут же читаю от него сообщение: «Алексей, давайте пораньше приеду. Не в 8, а в 7-30.».
Ну наконец-то! Начнем пораньше, недалек день освобождения машин. Ведь работают тут все только до трех часов дня. Разбуженный ранее запланированного, хмурый и заспанный Климов, не разделяет моего оптимизма, но к 7-30 мы уже стоим в лобби отеля и ждем машину. Никого нет. Телефон Алви не отвечает. В 8-30 наконец приезжает машина, за рулем которой водитель и мы мчим в Суэц.
«Саббах аннур ахи»! (доброе утро брат) изрекает Алви откуда-то из густого облака кальянного дыма в кафешке, около входа в порт. На часах 9-15. «Бежим скорее! Мы и так уже опаздываем» горячусь я. «Зачем?» невозмутимо спрашивает Алви, «порт работает с 10 утра». К чему была эта ночная суета, он объяснить не смог. Похоже курят ребята по-настоящему, и совсем не просто кальян, вот и мысли сильно путаются от избытка четырететрагидроканнабилов. После этого момента наш штатный Дед Мороз (Дима Горбовский) начинает его ласково звать «утырком». Правда мы сильно увлекаемся использованием этого эпитета, что Алви и его сподручные на следующий день уже интересуются, что значит слово «утырок». Приходится немного исказить значение, переведя это как «крутые парни».
Каждый вечер на вопрос «сколько нам еще времени осталось», Алви и его сподручные покуривая самокрутки философски изрекают: «Иншалла томмороу» (дай бог завтра). С этой фразой мы живём каждый день, ибо более конкретного сказать они ничего не могут.
К концу дня обнаруживается пара деталей: просто так таможня не может проштамповать наши Carnet de Passage, как это делают во всех странах, принимающих этот документ. Для этого нужно ехать в Automobile federation of Egypt в центре Каира. После восьми вечера в трубке моего мобильника раздается озадаченный голос Алви: «Алексей, нам нужно еще перевести на арабский ваши документы на авто и водительские удостоверения. Я попытался сделать это в Суэце, но здесь нет русского переводчика». До глубокой ночи ищу переводчиков, готовых сделать нотариальный перевод всех наших документов. Переводчик, работающий ночью, находится на окраине Каира, в Гизе. Весь следующий день мы в Каире, где одна группа с Алексеем Климовым занимается переводом документов в Гизе а мы в египетской автомобильной федерации получаем специальное письмо для таможни (разумеется за приличные деньги), в котором говорится, что штамп можно ставить. Прошёл еще один день, вроде бы теперь всё готово.
Пятница, день решающий. Сегодня мы должны перегнать машины из Сохны в Суэц и там закончить таможенное оформление. Ранним утром мы в порту, сейчас выгонят наши машины и промчим в Суэц и ура! Мы около ворот таможенной зоны, дальше нас не пускают. Уже видно вдалеке наши машины, сейчас они должны выехать. Но проходит час, затем второй. Ничего не происходит. Мы чувствуем себя малыми детьми, которые ждут подарка. Заглядываем за ворота, становимся на подножку забора, теребим нашего провожатого. Только к двум часам дня наконец выезжают FJ Cruiser Климова и мой Hilux. С машиной Эльшана все сложно. Без него похоже нам не выехать с таможни. Доверенность на Диму Батуро никак не помогает в решении вопроса. Суэцкая таможня (а именно она должна дать добро на выпуск машин), работает только до трех часов дня. Мчимся с сумасшедшей скоростью в Суэц. С нами дополнительно работник Суэцкой таможни, безопасник и пограничник. Их задача проследить, чтобы мы доставили машины в целости и сохранности до порта в Суэце. Хоть мы и добираемся за полчаса до порта, но уже слишком поздно. К трем часам выходит Алви и говорит о том, что продолжим мы только в понедельник, сегодня никак.
Похоже мы вышли на финишную прямую. Перемещаемся в Каир, сил сидеть в Аин Сохне больше нет. Вариантов оформить машину без Эльшана просто нет. Наш обкуренный египетский друг предлагает сделать письмо из Российской Автомобильной Федерации о том, что допущена ошибка в документе, владелец на самом деле Дима Батуро, а Эльшан водитель. Всё это пахнет сильным подлогом и большими проблемами в будущем. Этот вариант отвергнут. Звоню Эльшану и сообщаю, что ему нужно лететь к нам.
Обещанное Алви оформление в один час на деле перерастает в работу на весь день. В порту Суэца все не быстро. Все лениво передвигаются из офиса в офис, ставят бесконечные штампы на каких-то справках, снова несут в предыдущий офис. Потом сверка номеров, нас заставляют заплатить за ТО, египетскую аптечку, местные номера. Седовласый дедушка долго не думает: он просто прикручивает временный египетские номера на наши российские саморезами.
Мы уже на все машем рукой, ибо хочется ехать. Далее нам выдают временные водительские удостоверения.
Меня радует то, что я могу прочитать на арабском где чьи удостоверения, фотографий на них нет.
-Это всё? – спрашиваем мы Алви
-Да, почти, вот остался последний досмотр, но это быстро.
К сожалению, все получается очень небыстро. Нас заставляют выгрузить все из машины и поставить на ленту. На контроле сидят человек пять и внимательно осматривают все, что идет в багаже. Я уже чую, что сейчас будет что-то нехорошее, но сделать ничего не могу. Уже поздно вытаскивать из багажа спутниковый телефон и рацию. Я же думал досмотр был Сохне и это всё. Мои худшие подозрения оправдываются: когда проходит сумка с приборами, главный безопасник вытаскивает ее для досмотра. Ищет внимательно и вдумчиво. Перелистывает даже страницы книг. Вызывает интерес микрофон к камере и стабилизатор для съемок. Вскоре на свет появляется спутниковый iridium и рация Yaesu VX7. «Это запрещено к ввозу на территорию Египетской республики» с чувством глубоко удовлетворения заявляет сотрудник службы безопасности.
Следующие пару часов мы проводим в попытках спасти наши приборы (к моим изъятым добавляется рация VX3 Климова).
Мы уже договариваемся на схему, временного хранения и что мы потом их заберем. Посольство готово нам помочь. Но начальница отдела сообщает, что в таком случае мухабарат (разведка) задержит нас еще на пару дней, пока это все будет решаться. Поэтому единственно решение — это подписать отказ от вещей. В обычной ситуации я бы не дал лишить нас собственности так легко, но сейчас все уже слишком устали и измучались десятидневным ожиданием. Еще пара дней будут катастрофой. Скрипя зубами подписываем waiver (отказ) от приборов. Попутно незаметно убирая зарядники, сим карту и все полезное, что мы успели незаметно отсоединить от приборов. Ночью начинаем стокилометровый путь в Каир. Для нас большое египетское сидение закончилось. А для Эльшана и Димы Батуро еще нет. Меня сильно беспокоит коптер, который лежит в укромном уголке Эльшановского Hilux. Его тоже запрещено ввозить в Египет, но я твердо решаю спасти его, чего бы это не стоило.
Продолжение следует…