Эфиопия
Первое, что возникало в голове при слове «Эфиопия» был Александр Сергеевич Пушкин. Самый известный российский поэт был на четверть эфиопом. Такие вот странности случаются в жизни. Вообще в моём сознании сама Эфиопия была там, где-то далеко в Африке. Настолько далеко, что я и представить не мог, что когда-то поеду по ней. Я вообще нашел отдельное удовольствие в том, чтобы сравнивать страну какой ты ее представлял до, и какой она оказалась после твоего визита. С Эфиопией было все как-то смутно: местные жители в моем воображении были как один похожи на Александра Сергеевича, ландшафт был общий зеленый, в дополнение к этому где-то в картине страны ютились христианские церкви, разумеется с эфиопским уклоном.
Весна – она же осень
Изначально маршрут по Эфиопии лежал в четвертом этапе. Но друзья-арабы из Саудии и Египта сильно нам подпортили график. Сначала мы потеряли неделю в Иордании, обвозя машины контейнером из Дубая в Акабу, потом мы почти две недели боролись с египетской бюрократией, неторопливостью и отсутствием элементарной организации в этой стране. Три недели были вычеркнуты из графика, посему изначальный план проехать всю Эфиопию и оставить машины в Найроби пришлось менять. Времени хватало только добраться до Аддис-Абебы и там припарковать авто.
«На сколько бы вы хотели получить разрешение на въезд в нашу страну?» открывая и тетрадь и что-то записывая, вопрошает молодой таможенник. «Мы бы хотели получить максимально возможный период пребывания наших машин» убеждаю его я, «в сентябре мы хотим вернуться и ехать дальше».
Вскоре к нашим Карнетам прикреплен документ, в котором написано, что машины могут остаться на территории страны на строк 180 дней, до 21 сентября.
При этом мы хорошо понимаем, что стоит немного ошибиться с датой, как цена ошибки будет огромной. Там же на границе стоит фольксваген Туарег с немецкими номерами. Стоит уже полтора года, ибо хозяин пропустил полугодичный срок и теперь должен выплатить таможенную пошлину в размере 200% от рыночной стоимости автомобиля. В противном случае транспорт будет обращен в пользу государства или попросту конфискован.
«Мани, мани!»
Первое, что бросается в глаза при въезде в Эфиопию это попрошайничество. В общем в самом попрошайничестве нет ничего удивительного, но вот в Эфиопии это приобрело масштабный размах. На первой же остановке к нам подошел местный, вполне взрослый мужик и попросил дать ему одежды, потому как его одежда уже сносилась. Дальше хуже: где бы ты не остановился, какое-бы ты место не выискивал, тут же появлялись дети и взрослые и начиналось групповое попрошайничество. Взрослым нужны были «мани», а дети частенько просили «пен». Чуть позже мы накупим тетрадок и ручек, а потом еще и привезем из России и будем активно раздавать.
Эфиопия- страна населенная по большей части очень плотно. Почти 100 миллионов живут здесь.
Как-то мы провели эксперимент: выискали безлюдное место в горах, озираясь тихонько заехали. Никого. «Уффф» выдохнули мы и начали доставать еду, чтобы спокойно отобедать. Спустя пять минут на нас уже смотрел добрый десяток детских глаз. Ребятишки сидели в ряд и наблюдали за нашими действиями. Вскоре подтянулась пара пастухов.
Мы четко уяснили: в Эфиопии нет территории, где ты можешь остаться один, чтобы никто не пришел попрошайничать или просто смотреть за тобой. Правда спустя полгода мы все-таки нашли такое место, но об этом немного позже.
В общем и целом население весьма мирное и дружелюбное, живущее правда еще где-то в прошлом веке.
В Гондере нас очень впечатлили христинские церкви, пережившие много на своему веку.
Горы и еще раз горы
Эфиопия – самая горная страна Африки. Горы покрывают большую территории.
Путь из Аддис-Абебы на север до городка Мекеле лежит по горным массивам. Точнее два пути лежат в горах. Путь в 800 км. занимает три дня. Скорость передвижения невысокая.

Недалеко от дороги сидят братья наши меньшие.

Главная дорога проходит через бесконечные городки и деревушки, так что шансов разогнаться просто нет. Есть еще одна особенность страны: население просто живет на дороге. В любом селе все ходят исключительно по проезжей части, сидят на ней, торгуют, в общем полностью ее занимают. Ночью начинается ужас водителя, когда толпы черных людей, сливаясь с темнотой, хаотично передвигаются по селу без фонариков или каких-то опознавательных знаков. Езда после заката, в Африке это большая проблема.
Еще ночью часто на въезде в деревню натягивается трос, закрывающий въезд. Около него стоит вооруженный человек и по своему усмотрению пропускает машины. Пару раз мы чуть не въехали в этот самый трос (часто ничем особенно не обозначенный), спасла низкая скорость и внимательность.
Во многих деревнях видна неприкрытая нищета. Народ живет в эдаких «жердевых кондоминиумах». Это постройки на несколько семей, сделанные из толстых жердей.
Между жердями спокойно пролезает ладонь, поэтому даже с дороги можно лицезреть весь нищий быт этих жилищ. За водой ходят чаще всего дети. Километров за несколько.
А одежду стирают просто в реках
Желтый и зеленый
Цвета оставшиеся в памяти от мартовского посещения – желтый, яркий соломенный цвет.
Так в основном выглядели окрестности. Было сухо, и тепло. Местами дорога взлетала выше 3000 м, но в основном была на уровне 1500-2000 м. над уровнем моря. Было сухо, солнечно, местами пыльно.
Проезжая мимо одного из сел, мы увидели сельский рынок, на котором было несколько тысяч человек. С одной стороны, немного боязно, как они отнесутся к белым? С другой стороны, не попробуешь, не узнаешь. Подъехав к самому краю рынка, мы берем фото и видео технику и ныряем в торговые ряды…
Чуть позже Димка не удержался и сделал небольшую рекламу Желеногорска используя местных ребятишек)
Очень быстро начинаешь понимать, можно снимать или нет. Самое главное, что нет агрессии. Большая часть людей довольно улыбается, те кто не хотят попадать в кадр, просто закрывают лицо. Мы бродили около часа, снимали видео, фотографировали. Это была одна из самых необычных фотосессий в Африке.
Чуть позже на дороге увидев очередную толпу детей, мы спонтанно решили снять репортаж для России 24. Получилось неплохо)
Аддис-Абеба
«Новый цветок» так переводится название эфиопской столицы. В реальности всё куда прозаичней. Городишко сумрачный, довольно грязный, с большим количеством бездомных прямо в центре, живущих в импровизированных жилищах. Нечто похожее я видел только в Индии.
По улицам шныряют старые советские копейки синего цвета – здесь это такси.
Дима Батуро решил устроить тест-драйв одного из таких такси. Воодушевленный идеей, я решил это все поснимать. Поначалу Дима удивлялся, поскольку не как не мог «поймать» сцепление, потом не получилось выловить руль, настолько сильно он люфтил.
То есть крутить руль можно, но вот поедет ли авто в этом направлении это еще вопрос. Через несколько минут Диман уже зажигал по улицам Аддиса, на заднем сидении с круглыми глазами сидел таксист, которому были обещаны «гуд мани». И вот в какой-то момент, пока Дима произносил длинную тираду о своих ощущениях за рулем раритетного авто, мы начали движение по кругу. Картинка в камере вдруг поползла вверх, мой вестибулярный аппарат тоже почуял что-то неладное. Оказалось, что под весом моего тела, на круге просто непросто открылась передняя дверь и я уже начал выпадывать на проезжую часть. В самом конце я успел сгруппироваться и не попасть под колеса соседних авто.
В жизни бы не подумал, что в Африке могут быть российские культурные центры. А их как оказывается даже несколько. Один из таких центров находится в Аддис-Абебе и носит имя Александра Сергеевича Пушкина.
Возможно этот факт так бы и остался не замеченный нами, но нам нужно было где-то оставить авто до следующего этапа нашего путешествия.
А в центре как раз есть отличная закрытая парковка и очень отзывчивый директор. Благодаря его помощи, все наши машинки успешно переждали весну и лето и уже первого сентября мы вновь были за рулем.
Полгода спустя
-Алексей! Машины на месте, мы их помыли, они вас ждут! – радостно сообщает по-русски Гирум, помощник директора центра. И правда, вся полугодичная пыль исчезла, машинки блестят. Нам остается получить разрешение от таможни, на забор авто с парковки (мы оставляли их при условии, что они будут там запаркованы и не будут использоваться до получения отдельного разрешения). Вся эфиопская бюрократия укладывается в пару часов и мы уже на крыльях летим забирать наших коней.
В этот раз я не узнаю Эфиопию. В столице висят свинцовые тучи, накрапывает дождь, термометр показывает +17. Мдааа… совсем не похоже на Африку. К концу второго дня участники уже слетелись. Схема перелетов была весьма запутанной, но все 12 человек к моменту старта были на месте.
-Не может быть…- бормочу я разглядывая окрестности. Вместо яркой желтизны и теплых цветов все вокруг пестрит бурной тропической зеленью. Сейчас сезон дождей и я с трудом узнаю те места, в которых уже был. Теперь цейтнота нет и мы можем увидеть все то, что не успели в прошлый раз: впадину Данакиль, вулкан Эрта-Але, вулканический кратер Даллол, долину реки Омо населенную дикарями. По пути мы заскочим в Лалибеллу полюбоваться церквями, а после начнутся настоящие приключения.
Продолжение следует…
События описаные выше можно увидеть в пятой серии фильма "НЕближний Восток"