Обратная дорога в Исламабад проходит с приключениями.

На одном из блокпостов наша очередная охрана останавливается. Впереди серьезный камнепад, дорога вторые сутки закрыта, расчистят ее не ранее чем завтра.

IMG_3821

А дальше совсем все завалено

Мы в очередном охраняемом отеле. Судя по расположению, недалеко отсюда начинается путь на гору Нанга-Парбат девятый по высоте восьмитысячник мира. Здесь, в базовом лагере несколько лет назад произошел теракт против туристов. Погибли 10 человек включая россиян. Даже прогулка на берег близлежащей речки нелегка.

Как только Али видит, что идут местные жители, он начинает заметно нервничать, прося нас поскорее вернуться в отель. Детвора тем временем заливается смехом и бегает за нами, пока мы коптером снимаем окружающие пейзажи.

IMG_2591

Дети они везде дети

Али постоянно озирается, как будто кого-то ждет. В тот момент как становятся видны приближающиеся из поселка женщины, он просит нас уйти обратно в отель. Видимо он знает то, чего не знаем мы.

Вечером в отель заезжает большая группа старейшин. Весьма колоритное зрелище в ресторане. Интересно смотреть, как убеленные сединами старики сначала едят руками плов, а потом в задумчивости жмут что-то на телефонах.

IMG_2601

В ресторане отеля

Утром нас пропускают вперед и мы мчимся в сторону столицы. На пути иногда вот такие чудные знаки на кириллице

IMG_2580

Оказывается правильно будет «Йсламабад» )

Дорога продолжает оставлять глубокие впечатления. Асфальтная часть легка и приятна.

Render.00_06_59_12.Still002

Только часть шоссе покрыта асфальтом

На счастье длится не долго. В середине шоссе есть много неасфальтированных участков.

Render.00_06_30_45.Still004

Хороша дорожка!

Сколько бы мы не были в горах, они просто не могут надоесть! Виды просто заглядение.

IMG_3875

Раннее утро

IMG_3836

Кишлак в горах

IMG_3879

Долина Инда

Наша охрана меняется все чаще и становится все интересней. Мы уже потеряли счет смене экипажей, они передают эстафету так быстро, что мы даже не останавливаясь едем дальше. По нашим оценкам в охране экспедиции за все время пребывания было задействовано в общем более двух сотен человек.

IMG_2735

На память с очередным конвоем

Охранники по-прежнему очень позитивные ребята, которые даже позволяют сначала Эльшану, а затем Ю проехать прямо с ними в кабине пикапа рядом с автоматчиками. Оружие становится настолько привычным, что мы уже перестаем обращать на него внимание.

IMG_3934

Полицейский просто счастлив. А Ю молодец)

Это же логично и очевидно: у нас постоянно есть охрана, а охрана вооружена. Очередные сопровождающие становятся настолько ответственными, что в буквальном смысле слова прямо на ходу распинывают попутные машины. Добрые полчаса мы заливаемся смехом, смотря как полицейский свешиваясь на с края пикапа фонариком отчаянно подает сигналы зазевавшимся попутным машинам. Иногда распаляясь наш охранник просто пинает на ходу зеркала нерасторопных попуток.

Распинывание грузовиков

Ночью приближаясь к невероятно раскрашенным грузовикам просто любуемся. Под прямым дальним светом картины играют всеми цветами радуги.

IMG_3984

Просто чудо на дороге!

Посольство сеет панику

Будучи добропорядочными гражданами, мы решаем проинформировать о своем присутствии посольство РФ в Пакистане. Не самая простая страна, лучше уж мы будем под контролем нашего посольства. Так, на всякий случай. Сотрудники просят выслать полный список участников, номера машин и самое главное наш маршрут. Через парочку дней на почту приходит весьма тревожный ответ. Проанализировав наш маршрут, посольство настойчиво не рекомендует ехать через Белуджистан. Приводится список последних терактов в Белуджистане, в том числе рассказ о недавнем расстреле нескольких россиян. За этим следует описание того, как трудно и долго оформить проезд через эту территорию.

83ed846s-960

Письмо из посольства

Все это нам давно известно. Мы знаем, что Белуджистан будет самой тревожной частью всего второго этапа, что для проезда по нему требуется Non objection certificate (специальное разрешение для проезда по этой территории). Но иного сухопутного пути в Иран для нас просто не существует. Не время поддаваться панике, раз уже мы решились на такое. Письмо с тревожными настроениями видит только наш экипаж, нет смысла нагнетать обстановку в команде. Все всё прекрасное знают и понимают, на что идут. Едем в полной решительности.

Петляя по Пакистану

Еще на стадии согласования маршрута, я удивлялся: Зачем мы едем из Исламабада таким ломаным путем в столицу Белуджистана Кветту? На пути у нас Мультан, Суккер и только потом Кветта.

IMG_3850

Обычная картина

Получается приличная петля. Как выясняется, это совсем не случайно. Есть два альтернативных, более быстрых маршрута. Но они проходят по дорогам вблизи Вазиристана и не считаются безопасными. Иностранцев туда просто никто не пустит. Ехать можно только по заранее согласованному пути.

Мультан и Суккер — города сами по себе малоинтересные.

IMG_4018

Нам рады везде

Дорога, вот о чем стоит рассказать. Из Исламабада мы движемся по отличном многополосному шоссе. Вдруг кто-то из нас замечает, что вдоль дороги уже давно идут мандариновые сады. Редкий случай, у нас пару часов нет сопровождения, патруль нас ждет через сотню километров. Уставшие от постоянного контроля мы с диким воплем выскакиваем из машин и найдя приличную дыру в проволочном ограждении начинаем с хохотом рвать мандарины. Не то чтобы мы не можем купить их, просто это мандарины на деревьях! Эта оргия продолжается несколько минут, пока мы не видим, что к нам мчится из всех сил между рядов деревьев небольшой трактор. Пора уходить. А мандарины кстати оказались очень твердыми, незрелыми и невероятно кислыми. Но это не помешало нам почувствовать себя счастливыми.

IMG_4037

Общественный транспорт )

По совету Али я составляю список нашей группы с паспортными данными и информацией об автомобилях. Но даже десятка листов не хватает. Мы их отдаем на каждом полицейском посту, это регистрация. Когда листы заканчиваются, приходится записывать все от руки.

IMG_2634

Заполняем на ходу документы на каждом посту

Ранним утром в Суккере я решаю выйти на прогулку. Вечером явился колоритный старик в черной форме и с выкрашенной хной бородой. Он будет нас завтра сопровождать. Пока есть пару свободных часов, можно прогуляться по городу. Гостиница стоит около водохранилища, где сохранились памятные таблички английскому оборудованию установленному еще в 30х годах, когда Пакистан еще не существовал в виде отдельного государства.

50D-305

Оборудование 30-х годов из Англии

50D-307

В этой части Инд уже совсем не горная река

Ближе к Кветте дорога начинает напоминать пустыню. В основном это песчаные отложения, причудливым образом сформировавшиеся в небольшие горки. Виднеется железная дорога, но судя по всему сообщения с Ираном по ней нет. Станции стоят заброшеные, местами дорожное полотно отсутствует вовсе. Вскоре случается абсолютно глупая ситуация: есть на Пакистанских дорогах одна неприятная мелочь — немаркированные «лежачие полицейские». Они могут быть где угодно, их никто и никак не обозначает. Несколько раз мы с визгом едва успевали сбросить прилично набранную скорость. Из-за отсутствия опознавательных знаков асфальтный горбик видно только вблизи. В этот раз, перед очередным препятствием, непредсказуемо тормозит военный Hilux нашего сопровождения. Он идет как раз впереди всех. За ним иду я, благоразумно удерживая приличную дистанцию. После резко торможения передней машины, я почти синхронно жму на тормоз. Расстояние приличное, сейчас мы должны остановиться. Но как назло, недавно начал накрапывать дождь, предательски уменьшая коэффициент трения. Не веря своим глазам и ощущениям, я понимаю, что мы просто скользим по асфальту… «Только не это!» мелькает мысль в голове, но поздно, мощный металлический бампер моего Хайлюкса сминает раскрытый борт машины сопровождения, проталкивая ее вперед. Автоматчики первым делом передергивают затвор, и тотчас выпрыгивают из машины. Идем смотреть, что же получилось. Меня разрывают противоречивые чувства: мне и стыдно, и смешно, и неудобно.

Борт пакистанской машины конечно прилично помят.

IMG_2637

Пакистанский Хайлюкс помят

Рядом валяются какие-то деревяшки, похоже служившие в роли кустарного подмостка. Силовой бампер на моей машине отработал как надо, немного поправляю уголок номера и больше ничего. Все цело!

IMG_2638

Номер нужно немного поправить рукой и все ок.

Команда не может удержаться от смеха, я же, краснея, начинаю извиняться и уже собираюсь предлагать деньги. Прослушав мою пламенную речь, командир кладет руку мне на плечо и спокойным, даже несколько отеческим тоном говорит: «Не переживайте, нет никаких проблем! Вы же наши ГОСТИ!». С этого момента, я проникся еще большим уважением к Пакистану. Невероятные люди, совершенно спокойно они могли бы вытянуть сотню другую долларов видя мое смятение, но поступили очень и очень достойно.

Тем временем мы подъезжаем к самому беспокойному месту — начинается Белуджистан и его столица Кветта.

IMG_4000

Часто груз превышает размеры транспорта

Следующие два дня будут самым напряженными.

Продолжение следует…