Пакистан – нужно было решиться

При планировании второго этапа кругосветки, на нашем пути неизбежно возникал Пакистан. Сухопутным путем обойти его было сложно, а морским не хотелось. Образ у этого государства не самый позитивный: многочисленные войны с Индией из-за Джамму и Кашмира, частые теракты, некоторые области вообще находятся под контролем Талибана. В городке Абботабад американцы изловили мировое зло в виде самого известного террориста — Усамы-Бен Ладена. Еще живо эхо недавнего расстрела иностранных туристов в 2013м году около горы Нанга-Парбат. Нам нужно пересечь страну за рулем с Востока на Запад, от Индии до Ирана. Рассматривая карту мне очень хотелось проехать Пакистан самым быстрым и кратчайшим путем: через Исламабад на юг до Кветты и потом через Белуджистан в Иран. Однако пришлось собрать волю в кулак: как это так мы просто проскочим эту страну? Мы даже не проедем по знаменитому высокогорному Каракорумскому шоссе, которое журнал «Форбс» включил в десятку самых опасных дорог мира? Мы не попадем в известную на весь мир своими долгожителями долину Хунза?

Понимая куда мы отправляемся, узнаем, возможно ли вооруженное сопровождение на пути нашего следования. Наши пакистанские партнеры нас приятно удивляют: сопровождение не только возможно, но и обязательно! Это часть государственной программы по защите иностранных туристов. И самое необычное, что это абсолютно бесплатно. Решено, мы едем! Вместо 5 дней у нас будет 11 мы поднимемся по Каракорумскому шоссе до Китая, потом вернемся в Исламабад и направимся на юго-запад, в Иран.

Pakistan-physical-map

http://www.ezilon.com/maps/asia/pakistan-physical-maps.html

Чтобы понимать всю сложность отношений Индии и Пакистана, необходим небольшой экскурс в историю. Пакистан не дружит с Индией с момента обретения независимости этими двумя странами. Выйдя из под контроля Великобритании в 1949 году, страны почти сразу столкнулись в борьбе за Кашмир. Формально эта территория была независима, но после нападения афганских пуштунов, правительство махараджа Кашмира запросил помощи у англичан. Лорд Маунтбеттен согласился помочь, при условии, что Кашмир войдет в состав Индии. Это категорически не устроило правительство Пакистана, так началась первая война между Индией и Пакистаном. В результате 60% территории отошло Индии, теперь это штат Джамму и Кашмир, 30% отвоевал Пакистан, на этой территории образованы штаты Азад-Кашмир (свободный Кашмир) и северная провинция. Оставшиеся 10% высокогорной части, безжизненный Аксайчин, «прибрал» себе в 1962 году Китай, из-за чего воевал с Индией. Вспыхивало еще несколько войн, самая «свежая» — Каргильская война 1999 года. В такой непростой обстановке нам предстояло провести следующие полторы недели.

 

Пакистан-Зиндабад

Иностранцы могут попасть из Индии в Пакистан только одним путем – через КПП «Wagah border». Похоже, это самый необычный пункт пропуска в мире. Уже более 50 лет ежедневно здесь проходит не имеющая аналогов церемония закрытия границы

50D-134

Основная трибуна

Сама граница — это двойные ворота. Расстояние между ними пару метров. По одну и по другую сторону ворот устроены большие зрительские площадки с сотнями, или даже тысячами посадочных мест. В 15-00 граница закрывается для проезда, теперь сюда пускают только зрителей. За два часа обе площадки наполняются зрителями.

IMG_3267

Обе площадки для зрителей наполняются в течении двух часов

Последние полчаса начинается «разогрев» публики. Двое заводил выходят на площадку с флагами и громкими голосами начинают что-то скандировать под национальную музыку.

IMG_3299

Один из «зазывал»

Самым запоминающимся оказался «Пакистан зиндабад!» («Да здравствует Пакистан»). «Пакистан зиндабад!» — подхватывает и все громче ревет толпа. Тоже самое происходит по ту сторону границы, но индийцев здесь не слышно, из-за очень громкой музыки и рева толпы.

IMG_3295

На страже ворот

За две минуты до закрытия индийцы все же пускают нашу автомобильную колонну. Ворота открываются и нас восторженно приветствуют сотни пакистанских зрителей. Такой встречи мы не ожидали, мы машем руками, кричим в ответ. Какие-то невероятные ощущения! Мы просто звезды! Сейчас нужно оформить все документы, мы все надеемся попасть на само представление.

С этого момента начинается радушный пакистанский прием. Таможня и граница в одном здании. Мы заходим в почти пустое помещение, где негромко разговаривают несколько пограничников и таможенников. “Welcome to Pakistan” с широкой улыбкой приветствуют нас. Мы немного растерянные, улыбаемся и рассказываем, кто мы и зачем приехали. «сейчас мы быстро все оформим и вы сможете посмотреть нашу церемонию закрытия» продолжает главный.

IMG_2392

Нас очень тепло встречают в Пакистане

Действительно, все делается быстро, легко и просто. В машину никто не заглядывает, Carnet de passage заполняется без проверки VIN номеров и номера двигателя. Тут же нас встречает Сатруддин, представитель туркомпании оформлявшей документы. Совсем скоро все готово и мы торопимся увидеть необычное зрелище. Решено сделать ТВ репортаж прямо здесь и сейчас. Как только мы начинаем раскладывать камеру, подходит военный и спрашивает где наше разрешение на съемку. «Слушай, дорогой! Это же русские, наши друзья, они хотят снять репортаж про дружбу, давай не будем мешать» — начинает решать вопросы представитель турфирмы. «Русские… Ну ладно!». Штатив поставлен, камера установлена, начинаем съемку.

IMG_2411

Это просто нужно было заснять!

Вскоре мы на первом ряду, и просто очарованы происходящим. Нет, это уже не закрытие границы, это больше похоже на спортивное соревнование! Трибуны ликуют, скандируют, только вместо «шайба, шайба» звучит «Пакистан зиндабад». Кажется, что еще немного и они пустят волну по трибунам. Свободных мест почти нет. Очень много школьников, студентов, такой тип патриотического воспитания.

IMG_3270

Многочисленные школьницы

IMG_3264

Женщины почти все в хиджабах, очень часто разноцветных

IMG_3274

Хиджабы всех цветов радуги )

На часах 17-00. Все затихают. Начинается церемония. Наверху, около портрета основателя Пакистана Лиакат Али Хана стоит караул, оттуда и будут спускаться участники шоу. Все в черном, с саблями, под барабанную дробь они начинаются вышагивать в сторону ворот. Нет, даже не вышагивать.

IMG_3363

Это почти бег

Они практически бегут! Это очень быстрый шаг, с высоким поднятием ног. Посередине пути они останавливаются, начинают ритуально перестраиваться чеканя необычный шаг.

IMG_3341

На индийской стороне происходит все то же самое, все события синхронизированы по времени. Кульминация — это рукопожатие пакистанского военного и индийского. Все происходит ровно посередине.

50D-178

На одной стороне Пакистан, на другой Индия

После этого поднимаются флаги и ворота символически закрываются. Часовая церемония заканчиваются, все бегут фотографироваться. Эльшан и Дима рассказывают о впечатлениях.

IMG_3471

Теперь мы доснимаем репортаж для канала «Россия», получается очень колоритно и интересно.

Пока мы петляем по пограничным заграждениям, у нас небольшая дискуссия. Какое движение в Пакистане: правосторонее или левосторонее ? Мы намеренно не искали эту информацию заранее. Смущает то, что мы сейчас мы движемся то по одной стороне дороге, то по другой. Предполагаем, что движение будет как в Индии, левосторонее. Как никак это бывший английский протекторат. Совсем скоро мы выясняем правду, все как в Индии.

 

Из Лахора в Исламабад

Впереди первый пакистанский город – Лахор, до него буквально 25-30 км. На какой-то момент нам кажется, что мы не выезжали из Индии.

 

IMG_2534

Все как в Индии

Опять рой мотороллеров, хаос на дороге и жуткая какофония автомобильных гудков.

IMG_2522

Такое движение нам знакомо

Лахор оказался весьма заурядным городом, правда теперь ранними утром нас будил голос муэдзина. С близлежащего минарета раздавался громкий, нараспев произносимый «Аллааааааа»… Теперь мы в полностью мусульманской стране, этот призыв мы будем слышать по несколько раз в день.

IMG_2484

Вечером на улице Лахора

От Лахора до Исламабада идет замечательная современная дорога. Идеальная разметка, на дорогах почти порядок, периодически встречаются полицейские машины с радарами.

IMG_3510

Идеальное шоссе!

И чудо! Мы видим заправки больших компаний «BP”, “Shell”, “Caltex”. На заправках теперь есть кофейни, закусочные. Это просто рай! Мы настолько соскучились по элементам цивилизации на дороге, что заскакиваем в первый фастфуд, пьем кофе, наслаждаемся жизнью.

Ю и Эльшан полностью перевоплащаются в местных жителей. На Ю хиджаб с платком, а Эльшан купил пакистанскую одежу.

IMG_2501

Без пяти минут местные

IMG_3506

Показаться женщине в Пакистане без хиджаба-верх неприличия

Исламабад оказался полной противоположностью Лахора. Тихий, зеленый, современный город, с правильной застройкой, высотными зданиями, широкими проспектами и небольшим трафиком. Столица совсем молодая, ей около 50 лет. Здесь находятся посольства и представительства иностранных государств, офисы международных организаций. Это один из самых безопасных городов Пакистана.

IMG_3534

Исламабад отличается от остального Пакистана

Однако на многих перекрестах укрепленные блокпосты с автоматчиками и даже пулеметами. Отсюда мы отправимся в путешествие по Каракорумскому шоссе. В гостинице на входе рамка металлоискателя и вооруженные автоматчики. Нам пора привыкать к оружию, мы будем видеть его каждый день и очень близко.

Теперь мы становимся обладателями кучки пакистанских рупий.

IMG_2444

А народ в банк приходит на всякий случай сразу в оружием.

IMG_2442

Рядом с гостиницей чудный афганский ресторан с отличной кухней. В ресторане много мужчин пуштунов (афганцев) в характерных шапках – «пуштунках». Некоторые женщины помимо хиджаба носят никаб (закрывают лицо). На нас смотрят несколько удивленно. Первое время мы поеживались от таких взглядов, но вскоре привыкли. В реальной жизни пакистанцы оказались очень дружелюбными людьми.

IMG_2512

Чудный афганский ресторан

На север по Каракорумскогому шоссе

В отеле нас уже ждет гид, это Али Мадад из долины Хунза. Спасибо Алексею (aka “Reiser”) с drom.ru, кто дал нам этот контакт и проконсультировал нас в общем по Пакистану. Али будет нашим гидом и переводчиком на последующую неделю. Дорога предстоит нелегкая. Мы отправляемся по самому высокогорному международному шоссе мира- по Каракорумскому шоссе.

Продолжение следует…