Все последние годы мы в основном покоряли дороги России и мира на Nissan Navara и Toyota Land Cruiser 80. Но наша группа постепенно росла, прибавлялись новые участники и новые автомобили. И возник, конечно, закономерный вопрос: а не пересесть ли нам всем на автомобили одной марки? Это выгодно с точки зрения ремонтопригодности и унификации, что в свою очередь может положительно сказаться как на безопасности, так и на общем результате проекта. После долгих исследований отзывов бывалых путешественников, анализа собственных сложных походов и обзоров рынка, было решено основным автомобилем экспедиции выбрать Toyota Hilux. И вскоре в нашей команде появилось два абсолютно новых пикапа и еще один с небольшим пробегом. Компанию им составила проверенная «восьмидесятка», которая всегда добиралась до финала своим ходом.

Как же тяжело мне было садиться на новый внедорожник! К этому времени Nissan Navara прослужил мне больше семи лет, и впервые в жизни я покупал машину, ни разу до этого не проехав на ней ни километра. Нелегко было согласиться и на автоматическую коробку, но с 3-литровым мотором в Россию Hilux поставляется только в такой комплектации, а 3 литра это все-таки 3 литра… Но выбор был сделан и сейчас к старту в кругосветку, назначенного на конец июня, готовится сразу четыре Toyota: Hilux 3.0 с АКПП, два Hilux 2.5 с МКПП и Land Сruiser 80. Все автомобили с турбированными дизельными двигателями.

Справедливости ради стоит заметить, что TLC 80 уже давно была подготовлена к всевозможным приключениям: 6-дюймовый лифт, 35-е колеса, усиленные амортизаторы Tough Dog, силовые бамперы, увеличенный бак и многое другое.


Toyota Land Cruiser 80

За эти годы мы смогли увидеть, и как это работает, и что стоит «городить от себя», а что нет. Да и один из Hilux, который с пробегом, тоже прошел определенную степень модернизаций. Не настолько серьезно как 80-ка, тем не менее, большинство необходимого на нем стояло при покупке: кунг, усиленные амортизаторы, силовой бампер.


Toyota Hilux

Поэтому основная наша задача сводилась к работе над двумя «стоковыми» пикапами, серебристом и черном. В одном из них я буду за рулем…

Начали с подвески, понимая, что часто придется двигаться не только по асфальту. А в некоторых регионах вообще встретятся лишь горные и грунтовые дороги, поэтому клиренс сразу нужно увеличивать. Но не задирать корпус до заоблачных высот, а подойти к этому вопросу творчески и вдумчиво. Тут нужно искать золотую середину, поскольку чрезмерный лифт, так привлекающий внимание девушек в городе, может сделать автомобиль неустойчивым на поворотах на крутом серпантине, что чревато смертельной опасностью. Поэтому взяв за основу проверенные для таких случаев решения, устанавливаем усиленные рессоры Tough Dog с проставками и удлиненные амортизаторы KYB.

Резину максимально унифицировали — на трех автомобилях ее размерность стала 315×75/R16. Стальные (а значит более практичные на «дальнике») диски обули в шины Cooper Discoverer STT, хорошо зарекомендовавшие себя на пути из Новосибирска до Малайзии. Эти покрышки ближе к грязевым, более крепкие, и эти их свойства точно будут востребованы на каменистых дорогах Гималаев. Запаски на каждой машине по две, разумеется. Одна размещена на штатном месте, после его дополнительной доработки, вторая поедет на верхнем багажнике.


Cooper Discoverer STT 315×75/R16

С колесами определились, но диски с приличным вылетом и большая резина требуют новых арок. Штатные слишком узкие для таких размерностей. Сюда будто сами просятся  красивые расширители от компании Arctic Trucks… Правда, до тех пор, пока вам не озвучат их фантастическую стоимость! Останавливаемся на более скромных и не менее симпатичных стеклопластиковых арках.

Снизу все автомобили тщательно прикрыты стальными листами защиты — в горах такая страховка не помешает. Также, понимая, что на дальнем маршруте возможны любые непредвиденные ситуации, удаляем декоративные «родные» бамперы, заменяя их на силовые стальные. К сожалению, из-за резкого скачка курса доллара продукция именитого австралийского производителя стала нам явно не по карману. Шутка ли, только за один из бамперов попросили более чем 200 000 рублей!

Что ж, наш ответ всяческим санкциям — достойный российский аналог производства компании KDT, который ничем с технической точки зрения не отличается от дорогого заокеанского собрата.

Оригинальные баки Hilux без сожаления меняем на емкости объемом в 140 литров.

Такого запаса должно хватать на более чем 1000 км автономного пробега — в малонаселенных областях это большой плюс. К тому же сразу ясно, что топливо в «глубинке» встретится самое разное, а местами и очень подозрительное, посему второй фильтр «сепар» обязателен. А для этапов по холодным странам устанавливаем подогревы солярки в баках, и обогревы топливных магистралей. Делаем это заранее с прицелом на посещение Скандинавии, куда мы хотим попасть суровой зимой. Что-то еще забыли? На пути могут оказаться водные преграды? Они точно будут, а следовательно, без шноркелей и выводов сапунов под самую верхнюю точку капота не обойтись.

Toyota все-таки не без сюрпризов! В серебристом Hilux есть штатная блокировка заднего моста, а в черном (в более дорогой комплектации) ее не оказалось. Пришлось выложить немалую сумму за продукцию ARB — отечественного аналога ей не нашлось…

Как всем известно, в экспедиционной машине много места не бывает. Пикапы для таких поездок обязательно оборудуют кунгами. Тут без вариантов. А проблему хрупких стекол в них в этот раз мы решили радикально! На кузов черного Hilux водрузили кунг без бокового остекления вообще, а его заднюю дверь закрыли листом рифленого алюминия — просто и надежно. Теперь можно не волноваться за выдавленные снаряжением окна, что случалось ранее неоднократно.

А на серебристый внедорожник выбрали не совсем обычную версию — с открывающимися боковыми дверками. Скоро узнаем, насколько она окажется удобной.

Одной из важных позиций в списках оборудования дальнобойщиков значится компрессор. У него сразу несколько полезных функций: и колеса подкачать, и продуть что-то, и… трубить в тепловозный гудок, установленный на крыше!

Как показывает наша практика, в Азии на обычный автомобильный сигнал никто не обращает внимания, он там воспринимается как легкое приветствие кивком головы. А вот громовой рев в метре за спиной не раз призывал наглых мопедистов к порядку на дороге и бдительности. Словом, стационарный компрессор — вещь просто необходимая. Его ресивер отлично вписался в задний бампер, где нашлась полость, будто для него предназначенная.

Отдельно решалась тема подготовки автомобилей, связанная с электроникой.

В моем автомобиле постоянно работает огромное количество всевозможной побочной техники: телефоны, планшеты, навигаторы, трекер, видеорегистратор, радар-детектер, заряжаются аккумуляторы для фото и видеотехники, коптера. Тут сложно не запутаться в проводах! В результате ряд отдельных кабелей для гаджетов Apple и разъемов mini-USB вывели прямо на переднюю панель (я так уже делал в Nissan). А часть штатных переключателей перенесли, установив вместо них несколько гнезд USB, тумблеры верхнего света и инвертора на 220 вольт. Для последнего предусмотрели сразу четыре розетки! Как говорится, счастья много не бывает, зато камеры теперь всегда будут заряжены и ценные кадры не пропадут.

Заключительным аккордом стала организация радиосвязи. Мы без нее давно никуда не ездим. Однако места для проверенной временем, но объемной Yeasu FT-2800 никак не находилось… На счастье, обнаружилась модель 8800, у которой передняя панель съемная, что позволило спрятать корпус самой станции в недрах торпедо, а компактную панельку установить в удобном и доступном месте. Венчает «систему общения» двухдипазонная антенна Anli на крыше.

Для проверки работоспособности мы решили прокатиться на Алтай. Решили сразу два вопроса: попробовали новый формат — съемки с квардрокоптера, и проверка нового авто.

Сейчас доводим последние мелочи и в путь. После двух первых этапов мы поймем, что и как себя показало.