Проект очень серьезный и масштабный. Поэтому в нашей команде изменения, думаю что позитивные. Мы давно вели переговоры с нашими друзьями и коллегами, желающими поучаствовать в проекте. Всё же четыре авто это лучше, чем два.

Проводы с площади Ленина были фееричны. Пришли друзья, знакомые, и все те, кому наши путешествия интересны.


Первые планы

 


На них нам нужно объехать планету

 


Тигр приехал нас проводить

 


Команда и провожающие


Железные кони

Позитива было через край) Разумеется было ТВ.

Первая остановка в так любимом нами зеленом Алтае.


Чистые горные реки


Алтай зелен и прекрасен!

Дорога через Алтай до границы с Монголией нам знакома, легка и быстра.

 


Через 50 км. зелень исчезнет

 

В районе Курая шоссе взлетает до 2000 м., начинается лунный каменистый пейзаж. Он будет и дальше нас сопровождать по территории соседнего государства.

 


Начинается выженный пейзаж. Курайская степь

Граница с Монголией куда медленней и сложнее, чем известная нам граница с Казахстаном. Нас встречает приличная очередь. Благодаря тому, что я заранее созвонился с погрануправлением в Горно-Алтайске, нам разрешили снять репортаж для России 24. Нас уже ждали, и мы проходим без очереди. Это, как оказалось, важно, ибо стоя в очереди мы наверняка бы не успели пересечь обе границы за день, работает пост до 17-00. Тут моя первая работа в новой роли – роли корреспондента Россия 24. Немного волнуюсь, формат для меня новый и незнакомый.

Для прохождения по территории Ирана и Пакистана нам понадобится отдельный документ – Carnet ATA. Таможенный документ гарантирующий, что мы не оставим и не продадим наши авто на территории этих стран. За этими документами мне пришлось отдельно летать в Москву. Получилось четыре внушительных пачки. Пока их оформляют на посту, сотрудники демонстрируют нам умнейшую служебную собаку. Спрятали имитатор героина в наши вещи. Овчарка рьяно кинулась искать. Мы решили схитрить и спрятать имитатор в плотную пластиковую коробку, почти герметично закрывающуюся. Не помогло, через несколько минут, собака с довольным видом села около коробки, почти наркотик был найден.

Первый монгольский город на пути из Ташанты – Баян-Ульгий. Мекка российских путешественников по Монголии. Миновать его невозможно.


а вот и граница


Дождь и яркое солнце


До Ульгия недалеко

До Ульгия асфальта почти нет, он появляется только при подъезде к городу.

Сперва наш маршрут лежит в сторону Китая, до озера Хотон-Нуур. На пути у черного Хайлюкса обнаруживается стук.


Начался стук

Оказывается, что нет демпфера между рамой и кузовом. Вова и Витя разрезают полиуретановую втулку и забивают ее в нужное место. Проблема решена. Нам открываются эти чудные монгольские дороги…


Соскучились по бродам. Такого не было с поездки в Магадан


Людей здесь почти нет

Основное ощущение от Монголии — это СВОБОДА!!! Куда не кинешь взгляд, везде бескрайние просторы. Временами в одном направлении проходит с добрый десяток параллельных дорог.


Мириады дорог. Едь где хочешь


Байкер с подружкой


На закате


Хотон-Нуур

Хотон-Нууур — чистейшее озеро, глубиной до 58 метров. Если забраться на близлежащие горы, то вид открывается потрясающий!


Сверху видно все куда лучше


Причудливые камни


Озеро с высоты

 

 

Подняв коптер на полкилометра вверх, мы видим наш лагерь как из космоса. Особенно эффектно выглядит дно озера. Оказывается там все очень рельефно и неоднородно, с большими перепадами глубин.


Наш лагерь


Берег озера

Рядом с лагерем кружат коршуны. Мы их подкармливаем всем, что у нас есть. За это они позволяют нам сделать красивейшие снимки.

Эти птицы прекрасны!

В этот раз с нами наш друг Эльшан, профессиональный ресторатор, из Азербайджана. Он лично выбирает барана, благо с этим здесь очень и очень хорошо. К вечеру у нас несколько вкуснейших блюд. Эта стоянка больше похожа на небольшой пикник, настоящее путешествие только начинается.  Мы отправляемся в пустыню Гоби.

Нам нужно добраться до городка Алтай, по “федеральной” монгольской трассе. Первая сотня километров отличный асфальт.


Теперь все ясно и понятно )))


Асфальт нам теперь будет сниться


За работой

Далее начинается неасфальтированная часть. Сначала, грунтовка вполне приемлемого качества, временами по абсолютно ровному полю, где можно смело нестись 80 км/ч.

Можно и 80 км.ч.

Можно и 80 км.ч.


Орел суров


Монголы и стар и млад добродушны


Только на скорости


Масштабы впечатляют

Хочется объять необъятное, взлететь и парить, рассматривая невероятные просторы.  Нужно помнить, что Монголия страна с самой низкой плотностью населения в мире.  На пути маленькие поселения, состоящие из пары-тройки юрт или глиняных мазанок. Люди…Монголы очень дружелюбны, большинство в той или иной степени говорят по-русски. Замечательные люди, чувствуешь себя спокойно и в полной безопасности. Природа в основном дикая и нетронутая. Встречаются отары овец, верблюды, периодически снуют суслики.


Частое зрелище

Первая стоянка прямо в чистом поле.


Прямо в чистом поле

Встречи с интересными путешественниками уже стали стандартом наших путешествий. Сначала встречаем двух английских велосипедистов. Грязные, уставшие, но очень довольные, парни крутят педали от Улан-Батора в сторону Тбилиси.


Парни молодцы! Снимаем их для фильма

Англичане на великах


Можно даже подумать, что в Монголии есть дороги ))


Забор

Англичане на великах

Вещей минимум, запасных камер не осталось. Тем не менее ребята с радостью рассказывают о своих приключениях. Спят в маленькой палатке, иногда используя рельеф местности чтобы укрыться от непогоды. Делимся с ними едой и питьем, вызывая искренний восторг и глубокую благодарность у путешественников. Едут они по степи, до следующего населенного пункта более 150 км. Пыль, палящее солнце и ветер еще долго будут сопровождать англичан.

Через пару часиков нагоняем кемпер с немецкими номерами.


Кемпер немецкого журналиста

Водитель оказывается немецким свободным журналистом. Отправился из Германии через Россию по всей Монголии. Планирует дойти до Улан-Батора и отправится обратно через Иркутск домой. На весь проект у него отведено 3.5 месяца, пишет статью о проблемах грузового транспорта в Монголии. Кемпер — чудная штука, комфортный дом на колесах. Прямо таки захотелось там пожить ) Правда для наших целей по Монголии он не очень пригоден, местами ему бы пришлось очень тяжело.

Ховд оказался вполне приличным городом.


Пригород Ховда


Планируем маршрут в Гоби

После Ховда, вполне приличного города, начинается то, чего так не любят владельцы авто. Противная и мерзкая «гребенка». Поскольку это единственная прямая дорога с востока на запад, то всем приходится ехать по ней. Это ее и разбивает. Подвеска жалобно стонет, более серьезного теста не придумать. Объезжаем параллельными путями. Разбредаемся на пути так, что уже перестаем друг друга видеть. Благо радиосвязь работает в радиусе 30-50 км. Хочется сделать все, чтобы не ехать по долбящей машину гребенке. Наш ориентир — это далекое облачко пыли от ведущей машины. К вечеру второго дня добираемся до Алтая. Последняя точка, где мы можем заправиться топливом, едой и водой.

Начинается долгий и напряженный день. Утром стоит сильнейший туман, моросит дождь. Видимость падает до 100 м.


День начался в тумане

Идем по приборам, становится сложно понять, куда идет дорога. Спасибо Илье Кондрашеву за трек, иначе мы бы еще не один час плутали по полям и долам. Указателей нет никаких, любая дорога может раздвоиться и разтроиться, ошибиться здесь очень легко.  То, что на карте дорога указана в виде уверенной толстой кривой, на практике может ничего не значить. В реальности это едва просматриваемая в поле, поросшая травой, проселочная дорожка, и нам нужно двигаться именно по ней. Временами путь идет по руслам речек, похоже здесь недавно прошел ливень и нужно карабкаться по камням и грязи. Все чаще встречаются промоины, некоторые глубиной в метр-полтора. Карта превращается в полную фикцию. Пишем свой трек, сверяемся с двумя бумажными картами (каждая со своими дорогами), отслеживаем путь по OSM на Андроиде и Galileo Pro на ифоне.

Дождь сделал свое дело.

Недавно прошли дожди

В одной из низин собирается вода. Глина превращается в жуткую вязкую массу. Две монгольских машины беспомощно стоят. Застряли. Начинается операция по спасению. Полтора часа мы вытаскиваем сначала УАЗ, а затем Л200.


Спасение монголов


УАЗ вытащили быстро, а с этим внедорожником пришлось повозиться


Л200 серьезно застрял

К вечеру в небольшом селе, дует холодный ветер, температура падает до +10. На небе тяжелые грозовые тучи. Мы точно едем в пустыню? А там правда будет жарко?  Периодически пробиваем колеса: гвоздики, металлические скобы прямо липнут к нашим колесам. Вскоре начинается самое интересное – езда по абсолютно незнакомой пересеченной местности в темноте. Небольшая ошибка в навигации (дороги опять пошли в разные стороны) и два Хайлюкса попадают в топь. Ни разу не пожалел, что почти все наши машины на 35х грязевых колесах. Поливает дождь, дует ветер, и мы в два часа ночи начинаем откапывать внедорожники. Будим местного пастуха, в стильном монгольском халате и на мотоцикле вызывается показать нам дорогу. Проехав минут пять с сопровождением благодарим его, но все же едем по нашему треку, так как показанный им путь доверия не вызывает, а спросить куда ехать через полчаса, когда дорожки опять разойдутся, будет просто не у кого.

В три ночи смена водителей. Проспав час, выхожу на улицу и застываю: дует теплый сильный ветер (уже +20), мы едем в кромешной тьме, по песку среди кустов саксаула началась пустыня! Плутая по песчаным барханчикам и барханам движемся по относительно накатанной дороге, главное не пропустить съезд к точке назначения. Наша цель – урочище Хармен Цав.

Восходит солнце, на небе ни облачка, становится все жарче и жарче.

 

Перед нами открываются просторы величайшей азиатской пустыни — Гоби.


Саксаул


Просто ровно…


Делаем новую дорогу

Накатанной дороги больше нет. Петляем среди кустов саксаула и присыпанных песком старых следов внедорожников. Запрыгивать по песку в гору становится все сложнее, нужно хорошо разгоняться, иначе зыбкий песок проглатывает колеса машин. Несколько раз дергаем застрявших, ищем более пологие подъемы. В 23й час пути на горизонте появляются каньон и скалы из ярко красной глины, это и есть Хармен-Цав.

Первые впечатления от пустыни утром

Начало Хармен-ЦаваНачало Хармен-Цава

Почти 24 часа в пути. Оно того стоило!Почти 24 часа в пути. Оно того стоило!

Спать в жаре невозможно, а очень хочется. За последние 24 часа каждый поспал 1-2 часа. В палатке температура взлетает до +45 — +50 градусов, даже через тент солнце начинает беспощадно жечь. Единственный вариант — найти относительно прохладное место, лечь прямо под машиной, пока эта масса металла не успела нагреться.


Очень жарко…


Жарко…

Лагерь разбиваем прямо среди глиняных скал.


Лагерь будет здесь

Хармен-Цав похож на оазис. Вода в этом месте залегает близко, здесь, посреди безжизненной пустыни, растет небольшой зеленый лесок. Рядом сезонное озеро, которое похоже наполняется по мере того, как проходят дожди.  Мы стоим рядом с пересыхающим руслом.

Глиняные скалы самых причудливых форм. Тысячи лет солнце, ветер и вода обтачивали глиняные отложения, рисуя необычную картину. Когда-то это было дном моря или океана, скалы очень твердые, но видны слоистые отложения.


Только не ходите по краю


Тут еще есть и зелень


Отложения в близи


Песок под ногами осыпается


Готово для костра


Причудливые формы


Причудливые скалы


Вот он, Хармен-Цав


Так мы находим дрова

День наслаждения красотами и душевного умиротворения. К обеду небо затягивается тучами, фотографии выходят не очень яркими, но это немного спасает от неконтролируемой жары. Зимой в Гоби до -50, летом может быть до +55. Нам везет, днем всего +35.

У нас остался барашек еще с озера Хотон-Нуур. Неожиданно мы находим дрова — саксаул. Жизнь прекрасна )


Костру быть!


Это было прекрасно

Чтобы записать красочный репортаж, встаю в 5 утра. Яркое солнце, фантастические картины! Путешествия стоят того, чтобы ради них терпеть сложности в дороге. Репортаж получается яркий и насыщенный.

 

В пустыне есть жизнь. Сайгаки носятся с огромной скоростью. Но повезло, этот малыш не видел людей.


Сайгак в Гоби

На выезде из пустыни встречаем одинокое дерево.


Одинокое дерево

Как бы мы хорошо ни планировали поездку, цейтнот нас преследует постоянно. Потеряны несколько дней: выезд из Новосибирска позже запланированного, выходной на погранпереходе, день в Баян-Ульгие. Срок входа в Китай 1 июля. За 48 часов нам нужно пробиться к границе с Китаем, а это почти 1000 км. Теоретически это возможно, но перед нами лежит Монголия — terra incognita с неизведанными дорогами. Обратно ехать по «федералке» желания нет никакого, поэтому поедем неизученными тропами, южнее. Риски нам известны, но для того и экспедиция, чтобы попробовать все и везде.

После первых 200 км. мы уходим с трека, теперь вся надежда на карты и подсказки местных жителей. Плутания начинаются практически сразу. На моем Хайлюксе возникает неприятный скрежет. Похоже это сайлентблок верхнего крепления амортизатора. Неприятно, но не критично, терпим до СТО в Китае. Вечером оказываемся в небольшом селе, нужно заправиться, заправка тут есть, но разумеется на ней только 80й бензин. Местные предлагают нам солярку из собственных запасов, конечно же дороже, чем обычно. Смешиваем ее с остатками в баках, добавляем цетан-корректор, можно мчаться дальше. Подходят тяжелые грозовые тучи, похоже ночь будет веселая, с дождем, в темноте и по неизвестным нам дорогам…

 

Вскоре происходит что-то невероятное. Объехав горнодобывающий завод, мы попадаем…на асфальт идеального качества! Даже боимся пошевелиться! Здесь асфальт? Это просто чудо и еще раз чудо!!!


Это чудо! Так нам казалось. Впереди был сюрприз

Мчимся 100, даже 110, и уже кажется, что все у нас сейчас получится. Поскольку эта дорога должна привести нас к еще одной дороге, которая по рассказам местных тоже асфальтная и прекрасного качества.

Наступает ночь, на улице все теплее и теплее, уже +28. Дует сильный ветер, вдалеке беспрестанно полыхают молнии.

 


Полыхают молнии и дует горячий ветер

Похоже все складывает как нельзя удачно, ливень обходит нас стороной. Асфальт заканчивается через сотню километров, начинается хорошая грунтовка, которую скоро покроют асфальтом. Немного беспокоит то, что из окна, в свете луны мы видим огромные селевые разливы.


Ночью мы еще не понимали, что это

Периодически дорога промыта этими потоками, нужно объезжать полями. Некоторые промоины шириной 2-3 метра.

Когда мы доезжаем до поворота на нужную нам дорогу, начинается самое интересное. Дороги просто нет… Не асфальта, нет вообще ничего. Дорога, по которой мы едем, уже не асфальтированная, уходит в Китай, до границы всего 60 км. Но нам сюда нельзя, нам нужен другой погранпереход, где нас ждут. В поле едва угадывается наполовину заросшая проселочная дорогая. Согласно карте Open Street Maps мы находимся как раз на ней. Удивляться нет времени, решаем ехать по ней, как никак мы всю последнюю неделю едем по таким дорожкам. Не проехав и десятка километров мы понимаем, что дорога растворяется в полях . Пытаюсь пробиться по каким-то следам и едва не залетаю в болото. Повезло, что почва твердая, хлюпая по воде аккуратно сдаю назад, где обнаруживаю, что 80ка и один из Хайлюксов увязли в песчаной мокрой массе. Это и есть один из селевых потоков.

Приходится копать, чем глубже копаем, тем больше воды. Единственное спасение это сандтреки. Даже под ногами почва проваливается. Один неверный поворот руля и машины вновь пропадают в топкий песок. Часа три длится наше веселое ночное приключение. Разведка сообщает, что объехать топь не получится, дорога просто покрыта смесью песка, глины и воды…

После двухчасового сна в степи возвращаемся на основную дорогу. Только вот спросить путь здесь не у кого, вокруг ни души. Через пару часов светает. До ближайшего поселка топлива у одного из внедорожников может не хватить. Вспоминаем, что утром вдалеке мы видели огни. Отправляем туда разведчиков. Параллельно просим наших товарищей из России взглянуть на Google Earth дабы увидеть, где мы находимся и как проехать, с учетом нашего местоположения, которое видно при помощи трекера Spot.

Найденные местные жители поясняют, что нужная нам дорога затоплена, необходимо вернуться на 50 км. назад и отправиться через поля . Теперь нам днем видны селевые разливы. Они то и залили и размыли все дороги.


Здесь был оочень сильный дожь

 

Суммируем данные и отправляемся искать потерянную тропу. Через час уже движемся по очередной проселочной дороге. Видны следы сильного ливня, частые промоины. Спустя несколько часов мы в поселке, куда мы так долго хотели попасть. В центре поселка вместо улицы течет грязная река.


Центр деревни


Приходится брать центр штурмом


Жанна не теряет времени )


Чистая вода это ценность

Похоже сошел небольшой селевой поток. На меня производит это настолько сильное впечатление, что несмотря на бессонную ночь, я записываю репортаж прямо здесь, на главной улице деревни.

Пока заправляемся, заправщик рассказывает о том, что дороги по которым мы планируем проехать дальше закрыты. Потоки воды завалили камнями горный перевал. Шансов проехать просто нет, мы там физически не пройдем.

Следующий час проходит в плотном мозговом штурме. Куда ехать? На юг или на север? Где есть топливо? Ключевым моментом оказывается то, что в нескольких сотнях километров от нас есть горнодобывающий комбинат, китайцы построили к нему прямую асфальтную дорогу, эта дорога и ведет в Китай, именно туда, куда нам и нужно. Цель ясна, нужно во чтобы-то ни стало добраться до этой дороги. Оставшиеся 400 км. по асфальту будут просто легкой финальной прогулкой по Монголии.

Ищем пути объездаИщем пути объезда

Дороги проходят иногда и на приличной высоте, откуда открываются дивные виды. Напоминает Туву.


Просторы Монголии


Ощущение счастья )

Следующие часы мы продолжаем угадывать, куда нам ехать, уже привычно навигация и карта не совпадают. Нам помогают встреченные монголы на УАЗике, они отправились в соседнее село сватать своего юношу за очень красивую девушку.


Посередине долины мы решили поговорить с монголами

К полуночи происходит то, самое долгожданное – мы въезжаем на асфальтную дорогу. Этот тот случай, когда ты готов целовать асфальт! Я так не радовался твердому покрытию даже после 4000 км. дорог по Колыме.
Через несколько часов, в  8 утра мы на границе с Китайской Народной Республикой.


Впереди Китай

Впереди новые, захватывающие приключения!